Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 октября 2025 г.
Культура

Безальтернативная классика в эпоху хореграфического кризиса

В Сочи завершился X Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира»

13 октября 2025
Дарья Вильчек, Салават Булаев

Александр Колесников, Сочи.

Фото предоставлены Дирекцией Конкурса

Профессиональные балетные конкурсы, особенно с историей и репутацией продолжают быть востребованы, несмотря на превратности судеб современной культуры и просто реалий военно-политической обстановки. «Молодой балет мира» в этом ряду. Его основатель ушел от нас минувшим маем. Его памяти посвятили нынешний десятый конкурс, проходивший при поддержке Министерства культуры РФ и проведенный ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» и Международной федерацией балетных конкурсов. Огркомитет получил более 100 заявок, отобрал 70, до сцены дошли 38 конкурсантов младшей группы и 19 старшей из России, Казахстана, Кыргызстана, Белорусии, Узбекистана, Словении, Турции, Республики Корея и Японии.

Итару Наду

Творческие принципы, заложенные в основание смотра Григоровичем, сейчас провели в жизнь его соратники, члены международного жюри именитые деятели балетной сцены, артисты и педагоги, руководители коллективов: Марина Леонова (председатель), Маргарита Дроздова, Вячеслав Гордеев, Валентин Елизарьев, Вадим Писарев, Маргерита Паррилла (Италии), Юрий Васюченко, Денис Медведев, Константин Иванов, Сергей Усанов, а также впервые присоединившиеся к ним Сергей Бобров (Россия/Болгария), Эльдар Алиев, Бадри Тан Сагтюрк (Турции), Чой Джун Сок (Южная Корея).

Классический танец, как универсальный художественный язык исторического прошлого и современности, простые и ясные критерии оценки конкурсантов, трехступенный отбор лидеров, специальные условия (постановка современного номера на музыку Чайковского), – все это принято «по умолчанию» как норматив. Наполнение же конкурса – соревновательный дух, артистизм, очарование новых открытий – всякий раз непредсказуемо.

Мы наблюдали очевидную борьбу между классическим стандартом как таковым (вариации, па-де-де) и его сегодняшним пониманием через индивидуальность исполнителя, тем, что привносит в балетный академизм Артист. Это по-прежнему самое сложное, но и самое интересное на конкурсах. В исполнении одних соискателей хореографические тексты прошлого выглядят поношенным театральным костюмом, у других – актуальным сегодняшним высказыванием, полным живых эмоций. Сошлемся на мнение мэтра Валентина Елизарьева: «Классический репертуар не стандартизирует индивидуальность, а раскрывает ее. Обновление всегда идет изнутри и у исполнителей, и у хореографов. Только через исполнителя можно добиться внутреннего роста, и каноническое движение станет вместилищем, порой, огромного содержания»

Это, собственно, определило конечный выбор жюри.

Жуас Акыл

Лауреатами в младшей группе стали воспитанники Московской академии хореографии Вогрин Вид из Словении (1-я премия, Золотая медаль) и Сергей Кринецкий (3-я премия, Бронзовая медаль); воспитанники училища при театре танца «Гжель» Виктория Соколова и Андрей Грачев удостоены вторых премий; Илья Милованов из Новосибирской школы также обладатель 2-й премии, Андрей Каверзников-Родриигес из Белорусии – получил 3-ю премию. У девушек три лауреатских места ушли конкурсанткам из Южной Кореи: Ан Сын А (1-я), Чой Юнсо и Ю Сиань (обе – 3-я). Как всегда, конкурсанты из это страны явили первоклассную подготовку и творческую дисциплину.

Лидеры в старшей группе определились довольно легко и не вызвали споров:

воспитанник Пермской школы Денис Мазанов (1-я премия), Жуас Акыл из Казахстана (2-я) и Кучкаров Абдугаппор из Кыргызстана (3-я). А также Ксения Белоусова из Новосибирска (1-я), Елизавета Борулева из Краснодара (2-я) и Софья Дмитриева из Йошкар-Олы (3-я).

Вогрин Вид

В разделе дуэтного танца золотого лауреата у балерин не оказалось. Второе место было присуждено: Елене Раськиной (Йошкар-Ола), а третье разделили Валерия Волкова из Йошкар-Олы и Дарья Вильчек из Краснодара. Золотая медаль в дуэтах у мужчин присуждена японцу Надо Итару. Салават Булатов из Казани удостоен третьей премии.

Раздел современной хореографии по давно сложившейся, увы дурной традиции и на этот раз разочаровал полным отсутствием новизны содержания и эстетики. Будем, наконец, называть это своим именем – кризис.

Конкурс как инструмент самоосмысления сам по себе не отвечает за успехи или неуспехи чьей-то школы или балетной труппы. Но он открывает на обозрение и для обсуждения проблемный набор в балетной педагогике, исполнительстве и хореографическом творчестве. Десятый конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» сделал это.


Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Солнечный режиссер Василий Панин

    11.10.2025
  • Уроки и грабли истории

    10.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • Дебют «Тоски»

    09.10.2025
  • Сирень расцветает осенью

    09.10.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS