Александр Колесников, Сочи.
Фото предоставлены Дирекцией Конкурса
Профессиональные балетные конкурсы, особенно с историей и репутацией продолжают быть востребованы, несмотря на превратности судеб современной культуры и просто реалий военно-политической обстановки. «Молодой балет мира» в этом ряду. Его основатель ушел от нас минувшим маем. Его памяти посвятили нынешний десятый конкурс, проходивший при поддержке Министерства культуры РФ и проведенный ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» и Международной федерацией балетных конкурсов. Огркомитет получил более 100 заявок, отобрал 70, до сцены дошли 38 конкурсантов младшей группы и 19 старшей из России, Казахстана, Кыргызстана, Белорусии, Узбекистана, Словении, Турции, Республики Корея и Японии.

Творческие принципы, заложенные в основание смотра Григоровичем, сейчас провели в жизнь его соратники, члены международного жюри именитые деятели балетной сцены, артисты и педагоги, руководители коллективов: Марина Леонова (председатель), Маргарита Дроздова, Вячеслав Гордеев, Валентин Елизарьев, Вадим Писарев, Маргерита Паррилла (Италии), Юрий Васюченко, Денис Медведев, Константин Иванов, Сергей Усанов, а также впервые присоединившиеся к ним Сергей Бобров (Россия/Болгария), Эльдар Алиев, Бадри Тан Сагтюрк (Турции), Чой Джун Сок (Южная Корея).
Классический танец, как универсальный художественный язык исторического прошлого и современности, простые и ясные критерии оценки конкурсантов, трехступенный отбор лидеров, специальные условия (постановка современного номера на музыку Чайковского), – все это принято «по умолчанию» как норматив. Наполнение же конкурса – соревновательный дух, артистизм, очарование новых открытий – всякий раз непредсказуемо.

Мы наблюдали очевидную борьбу между классическим стандартом как таковым (вариации, па-де-де) и его сегодняшним пониманием через индивидуальность исполнителя, тем, что привносит в балетный академизм Артист. Это по-прежнему самое сложное, но и самое интересное на конкурсах. В исполнении одних соискателей хореографические тексты прошлого выглядят поношенным театральным костюмом, у других – актуальным сегодняшним высказыванием, полным живых эмоций. Сошлемся на мнение мэтра Валентина Елизарьева: «Классический репертуар не стандартизирует индивидуальность, а раскрывает ее. Обновление всегда идет изнутри и у исполнителей, и у хореографов. Только через исполнителя можно добиться внутреннего роста, и каноническое движение станет вместилищем, порой, огромного содержания»
Это, собственно, определило конечный выбор жюри.

Лауреатами в младшей группе стали воспитанники Московской академии хореографии Вогрин Вид из Словении (1-я премия, Золотая медаль) и Сергей Кринецкий (3-я премия, Бронзовая медаль); воспитанники училища при театре танца «Гжель» Виктория Соколова и Андрей Грачев удостоены вторых премий; Илья Милованов из Новосибирской школы также обладатель 2-й премии, Андрей Каверзников-Родриигес из Белорусии – получил 3-ю премию. У девушек три лауреатских места ушли конкурсанткам из Южной Кореи: Ан Сын А (1-я), Чой Юнсо и Ю Сиань (обе – 3-я). Как всегда, конкурсанты из это страны явили первоклассную подготовку и творческую дисциплину.
Лидеры в старшей группе определились довольно легко и не вызвали споров:
воспитанник Пермской школы Денис Мазанов (1-я премия), Жуас Акыл из Казахстана (2-я) и Кучкаров Абдугаппор из Кыргызстана (3-я). А также Ксения Белоусова из Новосибирска (1-я), Елизавета Борулева из Краснодара (2-я) и Софья Дмитриева из Йошкар-Олы (3-я).

В разделе дуэтного танца золотого лауреата у балерин не оказалось. Второе место было присуждено: Елене Раськиной (Йошкар-Ола), а третье разделили Валерия Волкова из Йошкар-Олы и Дарья Вильчек из Краснодара. Золотая медаль в дуэтах у мужчин присуждена японцу Надо Итару. Салават Булатов из Казани удостоен третьей премии.
Раздел современной хореографии по давно сложившейся, увы дурной традиции и на этот раз разочаровал полным отсутствием новизны содержания и эстетики. Будем, наконец, называть это своим именем – кризис.
Конкурс как инструмент самоосмысления сам по себе не отвечает за успехи или неуспехи чьей-то школы или балетной труппы. Но он открывает на обозрение и для обсуждения проблемный набор в балетной педагогике, исполнительстве и хореографическом творчестве. Десятый конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» сделал это.