«Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома…
Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение…»
Простая, но чрезвычайно глубокая мысль эта, высказанная одним из любимых героев Достоевского, сегодня должна восприниматься нами как предупреждение. Потому что мы живём во времена, когда уместнее говорить не о добром и светлом воспоминании, вынесенном из детства, из родительского дома, а о таких отвратительных даже на слух проблемах, как «кризис института семьи», «деградация брака», «депопуляция», «сверхнизкая рождаемость».
Всё идёт к тому, что сцены из жизни, подобные той, что изображена на картине Зинаиды Серебряковой, будут восприниматься многими как нечто нереальное, неведомое, непонятное. Потому что сегодня всё у большего числа людей пропадает желание вступать в нормальный брак, а у тех, кто вступает, нет стремления заводить детей, а если всё-таки заводить, то только одного… Убийственная спираль. И уже сейчас огромное число детей просто не знают, что это такое – иметь брата, сестру, расти вместе с ними, чем-то делясь с ними, чем-то жертвуя ради них, но и зная, что они всегда с тобой, всегда за тебя, что ближе их никого нет…
Как бы ни был прекрасен утренний или вечерний сад, но только когда в нём беззаботно и радостно звучат детские голоса, картина наполняется особым, завершённым смыслом. И печален, тревожен пустынный сад, по дорожкам которого не бегут смеющиеся дети.
О том, возможно ли наполнить наши сады детскими голосами, вернуть в нашу жизнь понятие «братья и сёстры», шла речь на круглом столе «Литературной газеты».
Продолжение темы