Новое итальянское правительство Сильвио Берлускони, сформированное в мае, объявило, что первым делом берётся за обеспечение безопасности в стране. Это, кстати, было одним из сильных пунктов предвыборных обещаний «кавальере». Под лозунгом обеспечения безопасности он в первую очередь имел в виду борьбу с преступностью и нелегальной иммиграцией, благодаря которой количество всевозможных преступлений в Италии увеличилось более чем вдвое.
ИММИГРАЦИЯ
Действительно, в последние годы нашествие нелегальных иммигрантов превратилось для Италии и её жителей в настоящее бедствие. Только за прошлые два года на Апеннины на ржавых баркасах и надувных лодках прибыло почти 50 тысяч нелегалов из стран Африки и Азии. Нужно ли говорить, что перебирались сюда не самые законопослушные иностранцы. А с вхождением Румынии в ЕС в Италию хлынул ещё и нескончаемый поток цыган, которых и посчитать толком никто не может.
Во многих городах и в самой столице пустыри превратились в «баракополи», заваленные мусором и помоями. В этих местах крыс развелось столько, что даже вездесущие коты не решаются наведываться к цыганам. А в кварталах, расположенных рядом с таборами, ограбления, квартирные кражи, изнасилования и убийства стали практически ежедневным явлением. Люди боятся выходить на улицы не только вечером, но и днём. И, конечно же, терпение итальянцев лопнуло.
Левоцентристский кабинет Проди, во время правления которого нашествие нелегалов и румын обрело особый размах, рухнул, а среди итальянцев стали развиваться расистские настроения, хотя ещё недавно ничем подобным они не отличались.
Поэтому новый министр внутренних дел Роберто Марони объявил, что его ведомство больше не намерено нянчиться с иммигрантами, как это делало прежнее правительство, и приступит к жёстким мерам. Он разработал пакет законов, который был одобрен на днях Советом министров. Теперь все иммигранты, прибывшие в Италию без документов, разрешающих въезд в страну, будут объявляться нарушителями границы, заключаться в тюрьму и немедленно высылаться туда, откуда прибыли. По сути, все нелегалы ныне из разряда несчастных беженцев автоматически превращаются в преступников, с которыми власти церемониться не собираются. Кстати, точно так же будут поступать и с гражданами стран – членов ЕС, если те, облюбовав Апеннины, не смогут представить местным властям документы, свидетельствующие о том, что они имеют в Италии нормальное жильё и заработок, позволяющий им существовать и содержать семью.
Более того, не пощадят и тех итальянцев, которые сдают нелегалам жильё. Таким теперь не только грозят штрафы в 50 тысяч евро, но и лишение квартир, в которых проживают «подпольщики».
Этот пакет законов в ближайшее время должен принять парламент. Но уже сейчас все так называемые центры пребывания иммигрантов, где нелегалам на время их проверки давали приют и оказывали необходимую медицинскую помощь, уже практически превратились в настоящие тюрьмы. А с Румынией министр внутренних дел даже предложил снова закрыть границы.
И если раньше постоянно велись разговоры о необходимости интегрирования иммигрантов в итальянское общество, сейчас стало понятно, что дело это практически невозможное. Большинство цыган продолжают попрошайничать и воровать, а выходцы из Албании, африканских и азиатских стран создают свои банды, торгуют наркотиками, контрафактной продукцией, занимаются грабежами квартир и принуждением к проституции. Да о какой интеграции можно говорить, когда уличные распоясавшиеся попрошайки в лучшем случае просто плюют в лицо добропорядочным гражданам, которые отказываются давать им деньги? И когда даже в некоторых мечетях Италии имамы во время проповедей распространяют фундаменталистскую литературу, призывающую верующих к священной войне с неверными? И не у себя дома, а в католической стране, которая построила им мечети, дала приют миллионам мусульман, а их детям возможность учиться и жить по-человечески. Эту деятельность исламских духовных наставников раскрыли местные спецслужбы.
Говоря обо всём этом, нелишне напомнить, что полторы тысячи лет назад великая цивилизация Римской империи, подвергшаяся нашествию варваров, была уничтожена. Нечто похожее грозит повториться.
Словом, итальянские власти решили, что настал момент, когда надо прибегать к решительным действиям. Удастся ли это сделать нынешнему правительству Берлускони, не нарушая демократических норм? Испания, например, уже обвинила Италию в расизме, хотя сама отнюдь не славится ласковым отношением к непрошеным иноземцам.
Так что вопрос тут есть. Тем более что ЕС уже пытался подогнать «сапог» под единый стандарт, и не только в вопросах иммиграции.
САМОБЫТНОСТЬ
Однако Италия – страна особая. И если некоторые европейские государства с образованием ЕС удалось подстричь под одну гребёнку, то с Италией этот номер, слава богу, пока не прошёл. Она сопротивляется изо всех сил. И за это её можно уважать.
Италия осталась почти такой, как была до евро, хотя общеевропейская валюта удорожила жизнь почти втрое.
А ведь руководство Евросоюза, например, требовало, чтобы в итальянских ресторанах прекратили делать пасту вручную, чтобы пиццу готовили не на живом огне, а только в электропечах, чтобы знаменитый флорентийский бифштекс – «фьорентину» – жарили на стерильных сковородках, а не на углях, и чтобы сыр делали не крестьяне, а роботы. Да и облик исторического центра Рима некоторым деятелям казался не отвечающим духу времени. Дескать, не хватает в нём стекла и бетона. Кстати, один подобный проект при прежнем римском мэре, а ныне лидере оппозиции – Вальтере Вельтрони удалось осуществить.
Я имею в виду чудовищную коробку музея из стекла и бетона, которой накрыт античный памятник «Ара Пачис» («Алтарь Мира») на набережной Тибра.
Когда конструкцию открыли для обозрения, народ в ужасе ахнул. Теперь это произведение модного американского архитектора Ричарда Майера новый глава столицы Джанни Алеманно решил снести и выбросить за город, забыв о нём как о кошмарном сне.
Жители Италии и Рима потребовали от властей больше не «украшать» столицу подобными архитектурными изысками. Слава богу, в Риме найдётся чем полюбоваться. Ведь архитектура Рима, его история и есть тот главный капитал, который прокормит и сам город, да и все государство ещё тысячелетия. За то, чтобы посмотреть его развалины, мир охотно будет платить всегда.
Да, представьте себе, что будет, если Вечный Рим в один прекрасный день перестанет быть вечным. Вдруг окажутся под бетоном его античные развалины, пропадут итальянские рестораны, на месте которых возникнут проамериканские фастфуды, куда уважающий себя итальянец и ногой не ступит, исчезнет настоящая пицца, приготовленная на дровах, а коренных жителей перевоспитают, выбив из них стремление к «дольче фар ниенте» и лукавству, о которых знают все, но с которыми бороться просто бесполезно?!
Кому такая Италия, такой Рим нужны будут?! Европарламенту?
Нет, согласитесь, уж лучше пусть останутся и вечные развалины Рима, утопающие в толпах туристов, и даже неистребимая итальянская бюрократия, которая, кстати, ни за какие деньги не позволит никому здесь сносить древние памятники.
ДОСТОИНСТВА
Достоинств у Италии на самом деле немало, хотя сами итальянцы почему-то многие эти достоинства считают недостатками. Впрочем, они любят покритиковать своё, видимо, памятуя о том, что совершенству предела нет.
Взять хотя бы государственное медицинское обслуживание.
Итальянцы думают, что оно в упадке, плохое. Практически все газеты и многие телевизионные каналы хлебом не корми – дай посечь систему медобслуживания. Конечно, упущения в ней имеются. А где их нет? Например, проходя профилактическое обследование, довольно долго приходится ждать бесплатной компьютерной томографии – два-три месяца. Некоторые больницы давно не ремонтировались, а в палатах бывает по десять коек. Случается, и пациенты гибнут от ошибок медиков.
Но в общем функционирует всё здесь не так уж и плохо. Особенно если кому-то требуется неотложная медицинская помощь.
Поясню на собственном примере.
Пару раз мне приходилось вызывать «скорую». Она приходила почти мгновенно, через пять минут. Врачи и санитары врывались в квартиру, вооружённые до зубов всей необходимой реанимационной и диагностической аппаратурой и, не спрашивая ни слова, «подключали» меня к ней. Тут же кололи, делали все необходимые действия. Единственное, чем они интересовались, так это сколько мне лет и как меня зовут.
Всё было абсолютно бесплатно. Когда я говорил, что иностранец, врач отвечал коротко: «Будьте хоть иностранцем, хоть бомжем. Наше дело – спасти и поставить на ноги, а всё остальное не интересует».
И это итальянцы считают плохой медициной?! Тогда, простите, какая медицина бывает хорошей?
Естественно, существует в Италии и платная медицина. Но это уже другой разговор, хотя всё равно выписанный счёт пациент предоставляет в финансовые органы в конце года при уплате налогов, и эта сумма из его доходов вычитается.
БЕЗОПАСНОСТЬ
А вот с безопасностью труда на производствах Италии дела обстоят по-настоящему плохо.
Ежедневно, как сводки с фронтов, итальянские СМИ публикуют сообщения о жертвах на производстве. Без подобных трагических вестей не проходит и дня. Обозреватели отмечают, что в горячих точках мира, включая Афганистан, где несут службу итальянские военные и где ежедневно стреляют и взрывают бомбы, людей погибает меньше, чем на итальянских предприятиях.
По данным Ассоциации инвалидов производства, в Италии на промышленных предприятиях ежегодно происходит около миллиона несчастных случаев, в результате которых гибнут более тысячи человек. Специалисты утверждают, что в стране каждые семь часов погибает рабочий. Чаще всего трагедии происходят на стройках, сталелитейных и металлообрабатывающих заводах, в портах.
Профсоюзы бьют тревогу, устраивая общенациональные забастовки, однако положение не меняется. Хозяева предприятий не принимают никаких мер, чтобы обезопасить труд рабочих. Им дешевле заплатить штрафные санкции, чем вкладывать большие деньги в безопасность производства.
Прежнее правительство Романо Проди не смогло изменить эту ситуацию. Теперь эту проблему придётся решать нынешнему кабинету Берлускони, который перед выборами обещал многое, а придя к власти, признался, что, конечно же, волшебной палочки у него нет, но он постарается...
, собкор «ЛГ», РИМ