В новые времена в чести прагматизм?
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Ещё пару десятилетий назад трудно было представить себе молодого человека, который не мог бы определить автора этого высказывания, более того, все почти сразу называли и произведение. Сейчас лишь немногие вспоминают эту хрестоматийную цитату из «Старухи Изергиль».
«Нужны подвиги!»
Накануне 150-летия Максима Горького проводила заседание совета нашего музея-клуба В.В. Маяковского, посвящённое юбилею. Я работаю в школе имени поэта, раз в неделю такие заседания по разным темам проходят у нас в течение полувека. Замечательные мальчики 10-го класса подготовили рассказ о жизни и творчестве советского писателя, я прочитала ученикам отрывок из стихотворения «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому». Там есть строчки: «Алексей Максимыч, из-за Ваших стёкол виден Вам ещё парящий сокол? Или с Вами начали дружить по саду ползущие ужи?» На вопрос о том, почему Маяковский упоминает о соколе и уже, звучали разные версии, «Песнь о Соколе» не вспомнил никто…
По ныне действующим программам в начальной школе читают «Воробьишко», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии», адаптированные для детей. С последними, со слов коллег, не всё просто. Ведь в этих сказках ничего сказочного нет. А дети привыкли к буквальному. Повезло, на мой взгляд, повести «Детство», которая входит во многие авторские программы 7-го класса. Хотя многие вещи приходится пояснять, ученики с удовольствием читают её, сопереживают, сочувствуют, учатся ценить добро и любовь. Учителю несложно провести сопоставительный анализ героев, поставить проблемные вопросы, а возможно, сравнить эту повесть с одноимённым произведением Л.Н. Толстого. Для меня уроки по «Детству» Горького – одни из самых любимых.
В последние несколько лет в программу 7-го класса включён и отрывок из рассказа «Старуха Изергиль». Всегда являлась противником изучения отрывков из произведений. Зачем? Ученикам кажется, что в этом тексте и заключён весь смысл. А как же прекрасная композиция, позволяющая увидеть мировосприятие писателя? Все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека. Почему же одна, пусть и красивая, и «правильная» в идейном смысле, но всё же одна часть? В 11-м классе приходится возвращаться, чтобы вновь прочитать и проанализировать, приблизившись к авторской позиции.
Ирония судьбы
В 8-м классе изучение Горького для меня всегда было мучительно. «Челкаш»… Рассказ о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста, и вновь противопоставление. Но для детей Гаврила и Челкаш одинаковы, им трудно понять, почему один нарушитель закона лучше другого, они не видят отличий в их мотивации поступков. Даже простое описание Челкаша для них имеет иной смысл: фразу «он был бос» многие понимают как «он был шеф, начальник». Кстати, я раньше думала, что это анекдот. Нет, к сожалению, правда. Хотя почему «к сожалению»? Мы живём в совершенно другую эпоху, где приветствуется состоятельная самостоятельная жизнь, спокойная, без порывов и романтики. «Он же бомж!» – возмущаются дети. Как можно объяснить им, что Челкаш, по мнению автора, да и по моему тоже, лучше Гаврилы?
Честно говоря, обрадовалась, когда узнала, что рассказ больше не входит в учебник-хрестоматию. Но каково же было моё разочарование, когда не увидела там и «Песни о Соколе»! Мне кажется, здесь составители (речь идёт об учебнике по литературе для 8-го класса под редакцией В.Я. Коровиной, выпущенном издательством «Просвещение» в 2017 году) явно поторопились прощаться с М. Горьким. Рассказ «Песнь о Соколе» является прекрасным образцом горьковского романтизма: та же композиция, свободолюбивый рассказчик-философ, герои-антиподы, но насколько проще и понятнее, а главное – важнее для детей 14–15 лет. И ещё чем-то похоже на знакомую с детства басню, где в образе животных воплощено что-то очень значимое.
Герои Уж и Сокол – символы, дающие ответ на важнейшие вопросы: «В чём смысл человеческой жизни и как нужно жить на самом деле?» И позиция автора ясна: «Безумству храбрых поём мы славу». Летать высоко интереснее, чем ползать низко. Бороться лучше и интереснее, чем лежать и умирать от скуки. И хотя для Максима Горького такими борцами были революционеры 90-х годов XIX века, но идея гордой, свободной и героической личности до сих пор интересна подросткам. Мне кажется, пусть она предстанет перед ними именно в таком произведении, где сочетание прекрасного пейзажа моря и ритмически организованных строк завораживает, где каждое предложение – афоризм. И вовсе не обязательно думать об истории создания рассказа, о революции и предвещающих её буревестниках.
Именно при анализе этого рассказа можно не вдаваться в исторические подробности эпохи, в которую он создавался. Но нет, это произведение тоже исчезло из учебника, уступив место рассказу И. Бунина «Кавказ». Естественно, напрашивается аналогия: когда-то Горький не получил Нобелевскую премию, уступив Бунину, теперь уступил место в учебнике. Такая ирония судьбы.
Чего не вызубришь ради ЕГЭ
До 11-го класса ученики больше не встречаются с этим писателем. В выпускном классе перед ними оказывается философская и одновременно социальная пьеса «На дне», актуальная для начала ХХ века и не теряющая своей значимости по сей день. Следует отметить, что драматургию школьники воспринимают с трудом, им скучно читать реплики героев, нет никаких интересных событий, разговоры, да и только. А уж в пьесе Горького тем более: все события происходят за сценой, здесь, в тексте, полный «сикамбр»: каждый говорит о своём, у каждого своя правда. При этом задание составить цитатную таблицу «Спор о правде и человеке в пьесе Горького «На дне» все выполняют с удовольствием.
Разошлось произведение на цитаты, на почти пословицы. Вот так, в разобранном состоянии, и остаётся оно в восприятии большинства одиннадцатиклассников. Есть ощущение, что философский спор о правде, который автор ведёт с читателем и самим собой, превращается в сознании детей в удобный набор аргументов к ЕГЭ. И это печально. Ведь сам автор далеко не однозначен в своём восприятии героев: самые красивые слова о Человеке он доверяет пьяному Сатину, а побеждает не стихотворение «Безумцы», посвящённое «правде святой», а тюремная песня, которую смогла испортить только смерть Актёра, да и то ненадолго.
Так как же сохранить Максима Горького для школьников? Нужно ли это делать? Однозначно, да, как и других лучших представителей советской литературы. Горький даёт объёмное и яркое представление о мировоззрении переломной эпохи. Тактичный и опытный филолог обязательно расскажет детям о «Несвоевременных мыслях», даст возможность в 11-м классе познакомиться хотя бы с отрывками из них, обязательно вернётся к романтическим рассказам и предложит соотнести их содержание с философией Ницше, его идеей о сверхчеловеке. Почитает поэму Горького «Человек», возможно, параллельно с рассказом Ф. Сологуба «Маленький человек», чтобы школьники почувствовали, насколько крайними порой были воззрения современников на одни и те же проблемы. Возможно, стоит вспомнить о незаслуженно забытом романе «Мать», который не только воспевает революцию, но и говорит о вечных ценностях, о материнской любви и жертвенности.
Моё самое любимое произведение – «Жизнь Клима Самгина», необходимое, по мнению Дмитрия Быкова, для прочтения тем, кто хочет постигнуть и понять русский XX век. Но, увы, об этом романе-эпопее в школьной программе даже не упоминается. Многие учителя, особенно молодые, не имеют никакого представления о нём, в лучшем случае смотрели фильм. А ведь в этом произведении весь Горький, все его метания и искания.
Без Горького нельзя представить литературы советской. Без советской литературы трудно представить ХХ век. Не стоит повторять ошибок прошлого, нельзя искажать литературный процесс, вырезая из него неугодных или неудобных писателей. Разговор о революции – это не только «Белая гвардия» и «Конармия», но и «Разгром». Маяковский написал не только «Облако в штанах», но и «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». Этот список можно продолжать.
И очень хочется верить, что Максим Горький всё же выстоит в очередной буре перемен, останется в школьной программе не только как цитата, но и как многогранный и интересный писатель ХХ века.