В последнее время наши СМИ оживлённо обсуждают тему снятия визовых барьеров между Россией и странами ЕЭС. О необходимости этого сообщается как о главном внешнеполитическом приоритете страны – наряду с борьбой за мир и с «противоракетным зонтиком» НАТО. Звучат бравурные увещевания, переходящие в настойчивые требования. Наши политики всех рангов на встречах с представителями Евросоюза выразительно и честно смотрят им в глаза, излагая резонность наших мотиваций и устремлений. Постоянно слышишь: «Отмена визового режима между Москвой и ЕС – принципиальный вопрос… Снятие визовых барьеров призвано дать толчок развитию человеческих контактов, туризма, сбросить оковы с экономических связей. Мы твёрдо уверены в том, что вопрос о свободе передвижения граждан России и ЕС должен быть решён как можно скорее».
Но в ответ на этот дружный нетерпеливый хор звучит холодноватый и тревожный голос с другой стороны: «Мы знаем, насколько безвизовый режим важен для россиян… Тем не менее было бы преждевременным называть конкретную дату введения безвизового режима между ЕС и Россией».
Вроде бы всё в тон нашему руководству и сотрудникам МИДа, всё с виду конструктивно и позитивно, но... Всё равно слышно в этом ответе то, о чём ещё испуганный де Кюстин вопиял, о чём ещё Николай Данилевский писал в «России и Европе», что у Александра III вылилось в чугунную хрестоматийную метафору о друзьях России, а ныне натужно свербит и в обывательских головах. Ну не желают они нас запускать к себе широким гостевым потоком, в безвизовом режиме, со всеми нашими потрясениями и постсоветскими химерами… И даже чемоданы долларов их не очень убеждают, скорее, напрягают.
Нам бы вроде смириться – ведь насильно мил не будешь. Но что-то побуждает отечественный истеблишмент, забыв о приличиях, добиваться своего места в европейской семье снова и снова. Что же?
В последние годы огромное количество наших сограждан, экзистенциально утомлённых природными и социальными стихиями родной страны, приобрели недвижимость в зарубежных странах. В одной только Британии счёт таким приобретениям идёт на сотни тысяч, а есть ещё Франция, Испания, Чехия и что-то попроще – Болгария или южно-славянская Адриатика… И ещё целый перечень райских уголков. Вот только визовая нервотрёпка делает порой невыносимым периодическое «прощание с родиной», сопряжённое с владением внешней недвижимостью. И обременённые ею соотечественники вынуждены метаться туда-сюда, чтобы не нарушить режима пребывания. А ведь многим хочется и просто осесть там насовсем. Пуркуа бы и не па – ведь не зря же за свободы бились?!.
Можно предположить, что таковы корни и у лоббизма, который в последнее время бьётся за принятие законов о сохранении пенсий при смене гражданства. Россия для многих из нас (уже не только для космополитов-олигархов или коррупционеров-чиновников, но и для публики среднего достатка, не обременённой чувством патриотизма) всё больше превращается в «страну пребывания», где торжествует «вахтовый метод работы», – надо лишь окончательно застолбить приобретения. Сделать последний «клик» в авторизации входа в «цивилизованное пространство» на правах законного пользователя.
И, в общем, очень хочется. А господам европейцам и прочим, которые первыми за глобализм и права человека выступали, уступать это пространство нам хочется не очень… Тем более что мультикультурализм, настаивают знатоки, в Европе уже провалился и в культурном смысле для многих там «своя идентичность ближе к телу»…
Тут можно говорить о древнем, ещё с геродотовских времён, комплексе страха перед Азией как пространстве варварских стихий, или вспоминать слова Ивана Аксакова об «историческом инстинкте вражды», или сокрушаться о нынешних сложностях межкультурного обмена. Но это ничего не изменит в принципе на ближайшую историческую перспективу. Российскому гражданству будут предлагаться паллиативные «добро пожаловать» в конфетной обёртке, чуть приоткроют дверцу студентам, будет произнесено много красивых слов и обещаний. И только. Ведь мы для них ещё долго будем оставаться чудовищем, сующем своё взяткоёмкое криминальное рыло в окна их уютного общеевропейского убежища.
От наших перманентных ужасов, приумноженных русофобией в СМИ, не в последнюю очередь образуется и психологическая готовность размещать у себя системы ПРО. И, конечно же, экономическая позиция: они намерены защищать свои экономические интересы, противостоять «энергетическому шантажу» России. Как открытие границ будет согласовываться с размещением ПРО – вообще непонятно...
Примешивается к их общему чувству к нам и вот какая метафизика: Европа понимает, что в природе экономических и социально-культурных потрясений последних двух десятков лет в России, как и в природе её нынешнего скоробогатства, есть что-то глубоко порочное. Она не считает себя виновной в этом «опыте растления малолетних», поэтому и не спешит с демонстрацией «милости к падшим».
Общий настрой европейских элит в обозримой перспективе не изменится. Пока что они не намерены интегрировать наши экономические и социально-гуманитарные стихии в свой правильный «капитализм».
Неужели это написано только для того, чтобы испортить настроение тем, кто обуян охотой к перемене мест и обзавёлся жильём за границей? Нет, конечно же. Давить и лоббировать «безвизовую идею» надо, и активно. Это, несомненно, неплохой инструмент противодействия их давлению на нас. Как говаривал товарищ Молотов: «Западу не нравится? Значит, всё делаем правильно». Но автору хотелось напомнить о трудности этого предприятия и поколебать нетерпение отдельных государственных лиц вполне здоровыми резонами – во избежание возможных нервных срывов и обид. Лучше уж успокоиться и вернуться в сложную и переменчивую стихию любви к отечеству. Ведь дома работы непочатый край. И чем лучше мы будем её делать, тем и визовый вопрос станет проще.
Безвизовое наваждение
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.