Спасём ли мы реки от грязных стоков, а себя – от ядовитого воздуха
«Россия поворачивается в сторону охраны окружающей среды» – так восприняла общественность заявления Владимира Путина и Дмитрия Медведева на прошедшем недавно Совете безопасности. И действительно, как-то не припоминается, чтобы в нашей стране на столь высоком уровне основательно говорили о нитратных продуктах, бурых от примесей речках и воздухе, которым опасно дышать. Вслед за этими заявлениями Всемирным фондом дикой природы (WWF) в Интерфаксе была организована пресс-конференция. Своё мнение о проблемах экологии высказали политики, экономисты и бизнесмены.
Охотнее всего участники обсуждали вопрос о необходимости создания единого федерального природоохранного органа. Созданный 20 лет назад Государственный комитет по охране окружающей среды канул в Лету 8 лет назад. С тех пор и речи не было о создании каких-либо серьёзных законов в этой сфере, да и те, что появились в 90-х годах, изрядно потрепали и урезали лоббисты. По словам Игоря Честина, директора фонда, контролирующих структур у нас хватает с избытком, а вот следить за состоянием окружающей среды некому. И получается, что при наличии такого ведомственного изобилия – Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Росгидромет, Россельхознадзор (и не выговоришь!), – в котором нам, простым гражданам, не разобраться, леса, реки, а как следствие и наше здоровье остаются совершенно беззащитными.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь рассказал о том, как его ведомство зорко следит за сохранностью остатков экологического законодательства… От него журналисты услышали совершенно фантастическую историю о неких предпринимателях, которые буквально на днях пытались получить разрешение на добычу цветных металлов в экологической зоне Байкала! А другие ушлые бизнесмены не оставляют попыток лоббировать изменения в законодательстве таким образом, чтобы использовать воды гибнущего озера для производства дешёвого электричества. Кстати, специалисты прогнозируют падение уровня воды в Байкале к апрелю до такого низкого уровня, что из него нельзя будет брать даже питьевую воду. Но кого-то это вовсе не смущает.
За что же российская бизнес-элита так не любит природу? Быть может, и вправду срабатывает так называемая двойная ментальность этих людей? Об этом российском феномене говорил в своём выступлении Александр Гарфин, член совета директоров Альфа-Банка. На словах все наши предприниматели пылко переживают за умирающие леса и реки. Только вот когда перед ними встаёт дилемма – угробить озерцо или отказаться от пары миллионов, – их выбор, к сожалению, очевиден. Но деньги-то эти лихие, потому что украдены у наших детей, внуков и правнуков. И у того же государства, которое вынуждено тратиться на лечение своих надышавшихся отравой и опившихся негодной для питья водой граждан.
А самое главное, что законодательство до смешного снисходительно к таким ворам. Нашим экономным предпринимателям гораздо выгоднее платить мизерные штрафы и не мизерные взятки чиновникам, чем тратиться на новые, экологически чистые технологии. «Предприятия должны платить реальные деньги за то, что они делают с природой», – вторит президенту Олег Митволь. Пока же наши природоохранные органы не могут не то чтобы получить деньги, они не в состоянии даже остановить работу предприятия, нарушающего все мыслимые и немыслимые экологические нормы.
Правда, и с этими самыми нормами у нас тоже беда. Нет у нас закона, говорящего о том, сколько предприятие может выбросить гадости в ближайшую речку. «Сегодня вопросы нормирования – это вопросы интимной договорённости» – так обрисовал ситуацию Олег Митволь. В качестве примера он рассказал грустную историю об одном удмуртском предприятии, установившем активно извергающую отходы трубу непосредственно рядом с водозабором города Ижевска. Так вот его руководители легко нашли общий язык с чиновниками Ростехнадзора, и те просто увеличили им лимит на сброс отходов. И никаких проблем! Во всяком случае, у хозяев завода, семьи которых вряд ли пьют ижевскую воду.
Ещё один необходимый законопроект «Об экологической экспертизе», пройдя первое чтение, затерялся где-то в думских коридорах. Там же лет семь пылится «Закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду». Жизненно важного, с точки зрения всех выступавших, полноценного Экологического кодекса нет ещё даже в проекте.
Кто же повинен в том, что законы, призванные защищать наше здоровье, глохнут, не дойдя даже до второго чтения в Государственной Думе? Избегая называть конкретные имена, Олег Митволь со свойственной ему эмоциональностью охарактеризовал этих людей как вредоносный класс. Может быть, Дмитрию Медведеву, озвучившему на Совете безопасности реальную цель – внести все необходимые поправки к концу 2008 года, – удастся противостоять этим безымянным личностям?