В минувшее воскресенье вечером, в прайм-тайм, по Первому каналу была наконец показана так долго ожидаемая благодаря эффектной рекламе «Плесень». Научно-популярный фильм, призванный дать далёкому от научных изысканий обывателю представление о том, что такое плесень, в каких видах она существует на Земле, насколько представляет угрозу жизни людей или, наоборот, содействует человеческому благополучию.
«Плесень способна существовать даже там, где другая жизнь невозможна. Она появилась 200 млн. лет назад, она способна отнять жизнь у человека, способна её и спасти. Чем объяснить тот факт, что некоторые виды плесени устойчивы к сильнейшим антигрибковым препаратам, а вот звон церковных колоколов замедляет рост патогенных микробов и поднимает иммунитет человека? За последние 10 лет плесень стала опаснее, а мир – беззащитнее перед плесенью. Плесень появляется там, где что-то нарушено, но ещё не поздно поправить».
Из этих опорных идей вьётся канва фильма. В нём перемешаны исторические факты, иллюстрированные спецэффектами, документальными и постановочными кадрами, как, например, история создания сыра «Рокфор» во Франции в 1400 году или эпидемия моровой язвы в Москве в 1771 году, открытие пенициллина и создание антибиотиков… Всё это и ещё массу других вопросов, на первый взгляд весьма отдалённо касающихся непосредственно плесени, в фильме обсуждают доктора медицины, химических, биологических наук, профессора из России, США, Великобритании, Франции, даже доктор богословия.
Сверхзадача в общих чертах понятна. Авторы преследовали цель не только просветительскую. Видимо, их главной задачей было донести до зрителя мысль о том, что человек должен научиться жить в гармонии с природой и самим собой, не нарушая заложенный в природе баланс.
Красиво? Да, благодаря спецэффектам. Умно? Да, благодаря участию специалистов-учёных. Страшновато? Да, благодаря точно выбранной интонации, с которой Сергей Безруков читал закадровый текст.
Непонятно лишь одно: почему этот фильм, сделанный в России и силами российских специалистов, по форме и стилю слишком напоминает английские или американские научно-популярные фильмы? Невольно начинаешь сравнивать. И оказывается, что «Плесень» проигрывает западным аналогам и в темпе изложения, в ёмкости и остроте поставленных проблем на единицу телевизионного времени, и в качестве слишком затянутых исторических сюжетов. Конечно, зарубежные коллеги уже давно нашли свой стиль в производстве научно-популярных картин. Но почему бы и нам не найти свой? Ведь наше телевидение и без того переполнено списанными с западных телепередач сценариями…