Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Беззащитные перед… плесенью

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

В минувшее воскресенье вечером, в прайм-тайм, по Первому каналу была наконец показана так долго ожидаемая благодаря эффектной рекламе «Плесень». Научно-популярный фильм, призванный дать далёкому от научных изысканий обывателю представление о том, что такое плесень, в каких видах она существует на Земле, насколько представляет угрозу жизни людей или, наоборот, содействует человеческому благополучию.

«Плесень способна существовать даже там, где другая жизнь невозможна. Она появилась 200 млн. лет назад, она способна отнять жизнь у человека, способна её и спасти. Чем объяснить тот факт, что некоторые виды плесени устойчивы к сильнейшим антигрибковым препаратам, а вот звон церковных колоколов замедляет рост патогенных микробов и поднимает иммунитет человека? За последние 10 лет плесень стала опаснее, а мир – беззащитнее перед плесенью. Плесень появляется там, где что-то нарушено, но ещё не поздно поправить».

Из этих опорных идей вьётся канва фильма. В нём перемешаны исторические факты, иллюстрированные спецэффектами, документальными и постановочными кадрами, как, например, история создания сыра «Рокфор» во Франции в 1400 году или эпидемия моровой язвы в Москве в 1771 году, открытие пенициллина и создание антибиотиков… Всё это и ещё массу других вопросов, на первый взгляд весьма отдалённо касающихся непосредственно плесени, в фильме обсуждают доктора медицины, химических, биологических наук, профессора из России, США, Великобритании, Франции, даже доктор богословия.

Сверхзадача в общих чертах понятна. Авторы преследовали цель не только просветительскую. Видимо, их главной задачей было донести до зрителя мысль о том, что человек должен научиться жить в гармонии с природой и самим собой, не нарушая заложенный в природе баланс.

Красиво? Да, благодаря спецэффектам. Умно? Да, благодаря участию специалистов-учёных. Страшновато? Да, благодаря точно выбранной интонации, с которой Сергей Безруков читал закадровый текст.

Непонятно лишь одно: почему этот фильм, сделанный в России и силами российских специалистов, по форме и стилю слишком напоминает английские или американские научно-популярные фильмы? Невольно начинаешь сравнивать. И оказывается, что «Плесень» проигрывает западным аналогам и в темпе изложения, в ёмкости и остроте поставленных проблем на единицу телевизионного времени, и в качестве слишком затянутых исторических сюжетов. Конечно, зарубежные коллеги уже давно нашли свой стиль в производстве научно-популярных картин. Но почему бы и нам не найти свой? Ведь наше телевидение и без того переполнено списанными с западных телепередач сценариями…

Наталья ГОЛУБЬ

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram

Наталья Голубь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS