Дина Рубина. Маньяк Гуревич. – М.: Эксмо, 2022. – 512 с. – 50 000 экз.
Новый роман Дины Рубиной – один из плодов пандемии, которые нам щедро предсказывали критики и литературные обозреватели. И нет, по теме он максимально далёк от коронавируса и связанных с ним проблем. Но идея написать добрую и тёплую книгу, которая принесёт отдохновение измотанным неопределённостью и страхом людям, пришла автору как раз в период самоизоляции, о чём Рубина пишет в предисловии. Однако, несмотря на это предисловие, в котором писатель клятвенно заверяет нас, что ничего ужасного с героем не случится, читать роман о таком хорошем человеке было тревожно: обычно Дина Рубина беспощадна к исключительно положительным персонажам. Пишу не в упрёк автору: в жизни с самыми прекрасными людьми тоже нередко случаются просто чудовищные вещи…
Но Семён Гуревич – счастливое исключение из правил. Он вырос в полной любящей семье, нашёл призвание, встретил свою единственную и стал отцом троих детей, а потом и дедом. Можно ли вообще написать книгу о такой благополучной жизни?.. Впрочем, всё вышеперечисленное – только основная линия произведения. Роман вышел с подзаголовком «Жизнеописание в картинках». А «картинки» в истории Гуревича были самые разные: и тяжёлая работа в неотложке – как обычной, так и психиатрической; и эмиграция со всеми присущими ей трудностями, и множество мелких неурядиц, которые добрый и «странный» главный герой буквально притягивает. «Гуревич пока не знал, что жанр его биографии – буффонада, хотя и грустная; он ещё пытался увильнуть от судьбы и, бывало, унывал, если падал мордой в торт или пытался вырваться из-под града кулаков» – так охарактеризовала Рубина эту его удивительную способность примагничивать неудачи.
В целом образ главного героя получился очень притягательным. Есть в нём и что-то от князя Мышкина, и что-то от Дон Кихота, и что-то от чаплинского Бродяги. Добрый, сострадательный, немного наивный человек; трудолюбивый и талантливый врач-психиатр, умеющий успокоить даже буйных больных; прекрасный муж (эту его черту Рубина описывает буквально одним предложением: «В своей жизни Катя плакала только от лука и душевного кино»), любящий отец… Но нет, не святой – обычный живой человек со своими странностями, слабостями, заблуждениями, пагубными привычками. И потому ещё более трогательный.
Замечателен и образ его жены Кати – женщины со стальным стержнем, которая по-своему оберегает и защищает своего не вполне приспособленного к жизни мужа. Их счастливый брак описан Рубиной очень скупо, но ёмко, без излишней слащавости, так что в его «идеальность» получается поверить.
Отдельного упоминания заслуживает проработка деталей, свойственная прозе Дины Рубиной в целом. Так, из этого романа читатель узнает множество подробностей о психиатрии и работе скорой помощи. Добрая четверть книги – врачебные байки: забавные или циничные… Попала в фокус писателя и тема эмиграции – без романтического флёра, во всех неприглядных подробностях. Ну и, как и в других романах Рубиной, в «Маньяке Гуревиче» читатель найдёт целую галерею колоритнейших персонажей второго плана: от продавщицы трикотажа до гонимого поэта.
Словом, новый роман Дины Рубиной – это (как и задумывалось) книга-отдохновение, в которую приятно погрузиться на несколько вечеров.
Кстати, а почему главного героя называют «маньяком»? «Таких, как Гуревич, в обществе нормальных людей всегда держали за чокнутых», – пишет Рубина. И призывает нас вслед за самим героем поразмышлять о зыбкости понятия нормы и о том, как часто оно оказывается перевёрнутым с ног на голову: не только в специальных учреждениях, но и в обычной жизни.
Валерия Галкина