Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 февраля 2022 г.
  4. № 7 (6821) (16.02.2022)
Литература Библиосфера

Биография-буффонада

16 февраля 2022

Дина Рубина. Маньяк Гуревич. – М.: Эксмо, 2022. – 512 с. – 50 000 экз.


Новый роман Дины Рубиной – один из плодов пандемии, которые нам щедро предсказывали критики и литературные обозреватели. И нет, по теме он максимально далёк от коронавируса и связанных с ним проблем. Но идея написать добрую и тёплую книгу, которая принесёт отдохновение измотанным неопределённостью и страхом людям, пришла автору как раз в период самоизоляции, о чём Рубина пишет в предисловии. Однако, несмотря на это предисловие, в котором писатель клятвенно заверяет нас, что ничего ужасного с героем не случится, читать роман о таком хорошем человеке было тревожно: обычно Дина Рубина беспощадна к исключительно положительным персонажам. Пишу не в упрёк автору: в жизни с самыми прекрасными людьми тоже нередко случаются просто чудовищные вещи…

Но Семён Гуревич – счастливое исключение из правил. Он вырос в полной любящей семье, нашёл призвание, встретил свою единственную и стал отцом троих детей, а потом и дедом. Можно ли вообще написать книгу о такой благополучной жизни?.. Впрочем, всё вышеперечисленное – только основная линия произведения. Роман вышел с подзаголовком «Жизнеописание в картинках». А «картинки» в истории Гуревича были самые разные: и тяжёлая работа в неотложке – как обычной, так и психиатрической; и эмиграция со всеми присущими ей трудностями, и множество мелких неурядиц, которые добрый и «странный» главный герой буквально притягивает. «Гуревич пока не знал, что жанр его биографии – буффонада, хотя и грустная; он ещё пытался увильнуть от судьбы и, бывало, унывал, если падал мордой в торт или пытался вырваться из-под града кулаков» – так охарактеризовала Рубина эту его удивительную способность примагничивать неудачи.

В целом образ главного героя получился очень притягательным. Есть в нём и что-то от князя Мышкина, и что-то от Дон Кихота, и что-то от чаплинского Бродяги. Добрый, сострадательный, немного наивный человек; трудолюбивый и талантливый врач-психиатр, умеющий успокоить даже буйных больных; прекрасный муж (эту его черту Рубина описывает буквально одним предложением: «В своей жизни Катя плакала только от лука и душевного кино»), любящий отец… Но нет, не святой – обычный живой человек со своими странностями, слабостями, заблуждениями, пагубными привычками. И потому ещё более трогательный.

Замечателен и образ его жены Кати – женщины со стальным стержнем, которая по-своему оберегает и защищает своего не вполне приспособленного к жизни мужа. Их счастливый брак описан Рубиной очень скупо, но ёмко, без излишней слащавости, так что в его «идеальность» получается поверить.

Отдельного упоминания заслуживает проработка деталей, свойственная прозе Дины Рубиной в целом. Так, из этого романа читатель узнает множество подробностей о психиатрии и работе скорой помощи. Добрая четверть книги – врачебные байки: забавные или циничные… Попала в фокус писателя и тема эмиграции – без романтического флёра, во всех неприглядных подробностях. Ну и, как и в других романах Рубиной, в «Маньяке Гуревиче» читатель найдёт целую галерею колоритнейших персонажей второго плана: от продавщицы трикотажа до гонимого поэта.

Словом, новый роман Дины Рубиной – это (как и задумывалось) книга-отдохновение, в которую приятно погрузиться на несколько вечеров.

Кстати, а почему главного героя называют «маньяком»? «Таких, как Гуревич, в обществе нормальных людей всегда держали за чокнутых», – пишет Рубина. И призывает нас вслед за самим героем поразмышлять о зыбкости понятия нормы и о том, как часто оно оказывается перевёрнутым с ног на голову: не только в специальных учреждениях, но и в обычной жизни.

Валерия Галкина



Тэги: Валерия Галкина Дина Рубина
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Между искусством и экологией

    27.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS