Анна Подгорная. До... и после… Стихотворения. – ЛитРес, 2020. – 100 стр.: 29 ил.
Мне приходится много общаться с молодыми поэтами. Больше десяти лет я веду Литературные курсы им. А.П. Чехова сначала при Московской городской организации Союза писателей России, а потом при Интернациональном союзе писателей . Примерно столько же времени вхожу в Коллегию ценителей (так гордо называется жюри) Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри». Трижды был преподавателем Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России», который проходил в Оренбурге и Бугуруслане и завершался в селе Аксаково. Несколько раз был в жюри масштабного «Филатов-феста»…
Я всё это так подробно перечисляю не из хвастовства, а для того чтобы исключить сомнения в том, что опыт общения с молодыми поэтами у меня богатый . Более того, мне приходится видеть, как они взрослеют, меняются – кто-то пропадает с литературного горизонта, кто-то растёт над ним.
Так вот, творчество Анны Подгорной на этом фоне – явление если и не уникальное, то по край ней мере редкое.
Опыт многих лет показывает, что среди двадцатилетних поэтов, как правило, девушки сильнее парней . Большинство лауреатов Гран-при «Мцыри» последних лет – представительницы не скажу слабого, а скажу прекрасного пола. Видимо, у девушек раньше созревает осознание своих чувств, миропонимание, а вместе с ними и умение выразить всё это в словах… Зато ближе в тридцати годам молодые поэты догоняют девушек и перегоняют их. Считается, что поэзия – удел молодых. Однако определённый опыт всё же нужен. И поэты-мужчины к тридцати годам его набирают. А поэтессы-девушки, наоборот, теряют свежесть чувств, а с ним – и интерес к поэзии. Кто-то делает хорошую карьеру, кто-то создаёт семью. Одним словом, из поэзии уходят. В прозе – похожая картина, но в поэзии она предельно наглядна.
Границей между «До…» и «…После» в книге Анны Подгорной выступает замужество, создание семьи. Как я уже писал выше, для многих ярко стартовавших поэтесс это событие становится финалом творческого пути. Семья оказывается важнее творчества…
Но только не для Анны Подгорной . Ей удаётся органично и естественно совмещать две эти стихии. Её стихи из раздела «…После» не хуже стихов из раздела «До…». Просто они другие. Свежесть девичьих чувств сменилась спокойной женской мудростью.
Таким образом, книга Анны Подгорной опровергает мои десятилетние наблюдения. Талантливая молодая поэтесса – а первое стихотворение сборника датировано 2000 годом, когда Анне было 19 лет, – за два десятилетия творческой жизни – а последнее стихотворение датировано маем 2020 года – не потеряла интерес к поэзии, а обрела опыт и мастерство.
В стихах Анны Подгорной – вся её биография. Но не простая биография, а биография души.
В первой части книги – светлая и пронзительная девичья лирика, вполне философская и всегда исповедальная. Юная поэтесса ищет красоту в повседневности, обращается к Богу, которого деликатно именует «Б-г». Она стремится к большой и настоящей любви, не признавая суррогатов, страдает от любви неразделённой. Её мучает одиночество, но она чувствует свою особенность и в череде жизненных разочарований остаётся ей верна. Ряд стихов обращён к человеку, которого она любит безответно. Эти стихи дёрганны, нервозны. Их трудно читать без сострадания.
Но уже в 20 с небольшим Анна выдаёт совсем не детские философские максимы.
Во второй части – «…После» – произведения взрослой женщины, умудрённой опытом создания семьи, замужества и материнства. Она не скрываясь радуется семей ному благополучию, вспоминает своих предков, обращается к друзьям. Много посвящений мужу. Несколько посвящений сыну. Эти стихи спокойны, размеренны. Их читать приятно. Так и хочется сказать: «Есть же в жизни счастье!» Однако поиски Бога и красоты не прекращаются.
Что такое Судьба? Случай но столкнуться в инете...
Парой фраз обменяться и продолжать общаться
Часами по телефону, про всё на свете...
100 000 рублей истратив, не в силах прощаться.
Завершает книгу поэма «Чингисхан». Это масштабное историко-культурное полотно, изобилующее яркими подробностями и выразительными образами.