В постановке главного вопроса дискуссии: нужна ли нашему ТВ идеология, изначально заложен ответ: она-то нужна, но быть не может в том понимании, которое в него вкладывают инициаторы дискуссии. Вернее она есть, но не та, которую хотелось бы видеть всем, кто серьёзно обеспокоен будущим России.
Практической идеологией современного отечественного ТВ является бизнес, и не просто получение денег на самосодержание, как любят, прибедняясь, поплакать в жилетку телемагнаты, а сверхприбыли. Всё на ТВ подчинено только одной задаче – завоевание как можно большей аудитории (то бишь пресловутого рейтинга), в итоге – получению рекламных денег. И разнообразие основных типов программ: новостных, развлекательных, сериальной продукции – по-своему трансформирует это назначение ТВ.
Новости должны быть максимально сдобрены катастрофами, криминальными сводками, негативными происшествиями, сообщениями из горячих точек… Для примера: анонс программ новостей 5-го канала – «Оперативно. Точно. Достоверно». А можно узнать, где же «Актуальность, социальная значимость»? Ведь оперативно, точно, достоверно можно рассказать о чём угодно… Развлекательные шоу, «уморины» наполнены обсуждениями глянцевой жизни с участием звёзд поп-эстрады, дешёвым балагурством, обязательно с элементами эротики! Если о сериалах, то как же в них обойтись опять-таки без неизбывного криминала, чернухи, сцен жестокости, насилия. Настоящая фабрика социальных «гроз», накаляющих атмосферу просмотра. В общем… «канализация» всей страны.
Нет, я вовсе не считаю, что только «позитивная картинка» исправит нравы общества, воспитает «нового человека». И, возможно, доминировать она (тем более в примитивном виде), конечно же, не должна. Но то, что зрителя надо поднимать, а не опускать, – очевидно. Вот только денег на этом больших не заработаешь. А то, что «негативная картинка» опускает зрителя, – тоже очевидно.
Развлечения как форма поведения буквально навязывается нашему обществу. Население развитых стран в основном живёт благополучно. Но мы должны понимать разницу между «классическими» странами либерализма и Россией. Наша страна в своём развитии проходит сложный этап. Отечественная экономика, ориентированная на сбыт сырья, во многом разрушена. Обществу нужно единство для решения насущных задач. До развлечений ли нам? Тем более таких?
О роли рекламы «ЛГ» не раз писала. Она не только деформирует принципы программирования, но и активно воздействует на информационно-публицистические тексты. Но что это за реклама? Ведь, по сути, она «извращена», как и всё наше ТВ. Это не поддержка отечественных товаров, которые действительно нужны развитию производства. Не умолкая, назойливо, порой агрессивно рекламируются товары, которые в своей стоимости содержат большой запас финансовой прочности. Не будем забывать также, что цена за рекламу товаров, услуг входит в стоимость этих товаров. Мы платим дважды: когда покупаем товар и когда тратим своё время на смотрение рекламных блоков.
В контексте идеологических воззрений очень важна роль ведущих на телевизионном экране. Их поведение в развлекательных программах, в псевдосоциальных, развлекательных ток-шоу тоже обсуждалось в «ЛГ». Мне бы хотелось обратить внимание на поведение тех ведущих, которые работают в ареале «идеологических» передач.
Телеведущий – посредник между теми, кто принимает участие в передаче, и зрителями. В нашем же ТВ ведущий – полный и, надо добавить, безответственный хозяин эфира. Особенно это заметно в авторских программах, вплоть до того, что передача не выходит в эфир, если её «хозяин», скажем, ушёл в отпуск. Хозяин – барин. Она даже не заменяется аналогичной передачей. Эфир – не просто «деревенская лавочка» (М. Маклюен писал, что ТВ – большая деревня), а «лавочка» частная, отсюда и ролевое поведение ведущего. Его точка зрения доминирует, он может «заткнуть рот» выступающему, если тот убедительно говорит что-то для ведущего нежелательное. Журналист может переакцентировать смысл высказывания, настоять на своём, навязывать зрителям свою точку зрения, подводить итоги дискуссии, обсуждения, в которых звучит не резюме сказанного, а его собственные выводы.
Некоторые ведущие присвоили сами себе статус «политических обозревателей», становятся специалистами по текущей политике, безапелляционно навязывая свою точку зрения собеседнику. С крупными учёными, политологами, экспертами они ведут себя так, что ощущается их формальное превосходство. Уровни такого идеологического, политического вмешательства в обсуждения, идущие в студии, могут быть разными. Они зависят от культуры, профессионального и житейского опыта, темперамента ведущего, от понимания им этических норм элементарного поведения.
Владимир Познер, «небожитель», «барин эфира», ведёт своё либеральное дело тонко, провоцирует умело, раздвигая вектор «объективности», редко переходя границы провокации. Один из примеров – беседа с Г. Хазановым, в которой ведущий никак не мог «понять»: как это можно быть интеллигентом и не находиться в оппозиции к власти. Ну просто святая простота!
Степень нахмуренности лба Николая Сванидзе, озабоченного «проникновением в истину», то бишь вытаптыванием сталинизма, равна энергии подавления своего собеседника. Достаточно вспомнить одну из бесед цикла встреч с А. Ципко. Беседа как жанр подразумевает обмен мнениями, но не доминанту журналиста, даже такого, который мнит себя знатоком истории. Ведущий «забивает» своего оппонента, иной раз не даёт ему и слова сказать. Приведём один пример. Ципко начинает разговор с того, что в США, кому это положено, уже начали готовиться к выборам президента в России, усиливаются группы влияния, идёт поддержка раскачивания обстановки в столице (с помощью либерально-протестно-оппозиционных митингов). Сванидзе ёрничает: как? Почему об этом не знает руководство страны? Надо идти сейчас же к президенту и сказать ему об этом! Ципко: все кому положено – дипломаты, спецслужбы – об этом знают. Об этом уже и радиостанция «Свобода» сообщила, которая ведёт передачи и с территории России. И добавляет: где, в каком государстве может быть такое, что с её собственной территории вещает радиостанция, работающая против этой страны? Сванидзе чуть не подпрыгнул от радости: так вы предлагаете ввести цензуру? (нередко в этот ряд сразу ставятся слова: репрессии, 37-й год!). Его энергия, напор подавляют собеседника, который не ожидал такой примитивной логики и ошеломляющего наскока…
И, наконец, третий пример: позиция К. Собчак в программе «Свобода слова» (опять – «свобода», нам без неё как без воды…). Собчак, не владея достаточным, а точнее сказать, минимальным объёмом исторической информации о жизни в СССР, ведёт обсуждение проблем Отечественной войны; когда после просмотра документального сюжета, в котором говорится, что наши дети в школе почти ничего не знают о войне, она резюмирует: вот видите, ничего не знают, так, может быть, лучше им и не надо знать правды о войне (то есть о нашей Победе)…
Разве это незамысловато-грубое невежество не есть часть идеологии либерализма, который использует любую возможность, чтобы оплевать Россию, унизить её. А ведь самая эффективная идеология – та, о которой не кричат с транспарантов и плакатов, а которая органично пропитывает содержимое передач. Разве от того, что К. Собчак не ведает, что творит (или ведает?), слабее становится «вытаптывание» прошлого России? Нет, оно результативно, потому что отвечает, а вернее, использует на полную пропагандистскую катушку суть телевидения – его потенциал эмоционального воздействия на зрителей.
Здесь – намёк, подтекст, лёгкое смещение оценок, в другом случае – эмоциональное, одностороннее истолкование сложных неоднозначных проблем истории… В третьем – фальсификация аргументов, передёргивание фактов, прямая ложь… В целом же – мозаичная, «плавающая» идеология. А вы говорите: нужна ли идеология нашему ТВ. Она давно уже на экране.
Кто-то из наших крупных учёных сказал: «Телевидение пострашнее атомной бомбы, к тому же бьёт по своей территории». От «облучения» ТВ пока не придумано лекарств.
, доктор филологических наук, РОСТОВ-НА-ДОНУ