Терроризм – один из ликов войны Мировой деревни с Мировым городом
Александр Мелихов («ЛГ», №30, «Чего хочет террорист?») прав в главном: источники терроризма лежат в метафизических глубинах. Объект атак смертников – чужая и при этом успешная культура.
Дело в том, что каждая цивилизация, культурная традиция, мировая религия, являясь частью человечества, притязает на звание целого. Она если не весь мир, то центр мира, Поднебесная, пуп земли. Эта фундаментальная иллюзия может существовать устойчиво до тех пор, пока историческая реальность не вносит свои коррективы.
Мелихов пишет о страхе человеческой ничтожности как двигателе терроризма. Ничтожность или величие чего-либо – суждение ценностное. Объективных критериев здесь не существует, и каждая культура создаёт комфортную для своих адептов картину мира. Люди традиционной культуры готовы жить в нищете и социальном убожестве, но они должны знать, что «их» боги торжествуют.
Вопросы возникают тогда, когда обнаруживается, что в мире происходят вещи, нарушающие стройное здание традиционного космоса. Проблема эта существует веками, если не тысячелетиями, и состоит в конфликте между верностью своим богам, то есть врождённой культуре, и очевидным превосходством «других» – экономическим, военным, общекультурным. Если «наши» боги истинны и всемогущи, то почему иноверцы, язычники, безбожные агаряне побеждают, живут лучше, надменно похваляются своим богатством и могуществом?
В этом конфликте содержится страшный, часто смертельный вызов собственной культуре. С начала эпохи модернизации, то есть с XVI века, описанный нами конфликт разворачивается непрестанно. Сначала католики обнаружили, что протестанты успешнее и сильнее на поле боя. Далее та же проблема встаёт перед православными, китайцами, японцами, частью исламского мира. Сегодня она стоит во весь рост перед наиболее застойными и традиционными обществами исламского мира.
Терроризм – восстание против истории. Террористы воюют с императивом вечного изменения, воюют с динамикой. Это битва со временем во имя мифической Вечности, где наши Боги, наше видение мира, цели и смысла человеческого бытия восторжествуют.
Наконец, терроризм – один из ликов войны Мировой деревни с Мировым городом. Этот лик мы видим в одном ряду с крестьянскими войнами и народными восстаниями (Мюнцера или Болотникова) или крестьянскими революциями ХХ века – большевистской в России, хомейнистской в Иране. Особенность подобных движений состоит в том, что в стратегической перспективе они всегда проигрывают.
Проиграет и терроризм.
Согласимся с Мелиховым ещё раз: идейного террориста действительно нельзя подавить или запугать, но можно соблазнить. И здесь мы подходим к самому интересному сюжету. Терроризм – оружие традиционных и слабомодернизированных обществ, обращённое против общества модернизированного. Условия разворачивания террористической деятельности – наличие в обществе-объекте не подконтрольных власти СМИ, высокая стоимость человеческой жизни и, наконец, зависимость власти от общественного мнения. Теракт совершается не ради непосредственного ущерба противнику (это диверсия), но ради общественного резонанса. Он предполагает возможность деморализовать общество в стране-объекте и через общество повлиять на политическое руководство страны. Как и всякая осмысленная деятельность, терроризм подчиняется критериям эффективности. Ресурсы и усилия, вложенные в теракт, должны принести максимальный резонанс.
Точный выбор объекта, не менее точный выбор момента совершения теракта, знаково-символические аспекты действия – всё это определяет меру общественного резонанса, а значит, совокупный эффект акции. Вспомним наиболее резонансные теракты в России – Волгодонск, Дубровка… Захват роддома, театра, школы, взрыв в московском метро – всё это были глубоко продуманные акции. Иными словами, успешное ведение террористической кампании предполагает знание природы современного общества, понимание общественной психологии, законов функционирования экономики, политических механизмов и т.д. Для того чтобы бороться с Дьяволом, надо досконально постигнуть его природу.
В террористическом сообществе обнаруживаются две группы: исполнители (шахиды, взрывотехники, инструкторы) и компетентные руководители – идеологи, теоретики, организаторы, способные планировать и направлять. Идейного исполнителя можно только уничтожить, желательно до совершения теракта. Что же касается руководителя, то в широкой перспективе эта категория людей претерпевает любопытную метаморфозу.
Исполнитель демонизирует и не понимает культуру противника, идеолог постигает и отвергает. Но чем эффективнее будет противодействие терроризму, тем тоньше и изощрённее надо работать террористам, тем глубже они должны постигать объект своего противостояния, жить в обществе противника, осваивать его интеллектуально и эмоционально, проникаться его духом, учиться быть неразличимыми, сливаться с толпой онтологических противников. При этом чем глубже элита террористического интернационала будет постигать природу своего противника, тем более в её глазах проблематизуется и наконец обессмысливается задача разрушить этот мир. Такова неумолимая диалектика истории.
Вспомним, в ряду прорабов перестройки, людей 1991 года и деятелей постсоветской эпохи, выделяется большая группа специалистов, профессионально занимавшихся Западом. Академические учёные, работники спецслужб, дипломаты, журналисты, аналитики, посвятившие свою жизнь изучению онтологического противника, раньше других советских людей осознали обречённость советской модели и возглавили переход к исторически более перспективному пути развития общества. Эволюция этой группы отечественных интеллектуалов глубоко закономерна. Подобную эволюцию пережила элита франкистской Испании, она предстоит элите Ирана, ряда других стран.
Решение проблемы терроризма предполагает два стратегических направления действий.
Прежде всего – создание эффективной антитеррористической службы, противостояние и предупреждение терроризма на всех уровнях.
Второе направление – энергичное размывание традиционных и застойных обществ, перетаскивание их через порог модернизационной трансформации, разворачивание информационной и экономической глобализации.
Ближайшим результатом этой деятельности будет всплеск террористической активности, но затем проблема терроризма снимается вместе с размыванием застойных традиционных обществ.
, культуролог