Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Битвы, где вместе «рубились» они

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Тимур. «Врать только правду!» / Автор-составитель Андреева Е. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – 527 с. – (Серия «Артефакт»). 

Мёртвым – покой и вечная память. Живым – наше сочувствие. Именно так хочется сказать по прочтении сборника интервью разных лет, так или иначе касающихся жизни и творчества питерского художника, основателя «Новой академии изящных искусств», революционера, пришедшего к консерватизму, Тимура Новикова. Сборника, захватывающего попутно весь питерский
арт-, кино- и рок-авангард образца 80-х и далее.
Я не был знаком с Тимуром, хотя мог бы. Я встречался с БГ, разговаривал, хотя следовало уклониться. А потому среда, в которой жил и творил Тимур Новиков, известна мне не понаслышке. Хотя герой рассматриваемой книги – лишь по портрету Маруси Климовой, данному в её «Парижских встречах». Татьяна Кондратович (Маруся) написала Тимура человеком глубоким (попутно, правда, выведя его вполне пародийно, но любовно в своей художественной беллетристике, скажем, в «Белокурых бестиях»), радикальным, не побоюсь сказать, мудрым. Таким и ожидал его увидеть я и в «Тимуре». Чтобы достаточно короткое Марусино интервью дополнилось рамкой контекста. Рамкой, выделяющей именно его, Новикова, роль в становлении современного русского искусства.
Что ж, для панка конца 80-х в книге не оказалось ничего нового. И это печально, ибо подошло время серьёзно осмыслить тот период, почти академически проясняя его значение в становлении существующего эстетического безобразия.
Вместо этого нам предложен тусовочный трёп, вряд ли уместный уже в начале-середине 90-х. Да что там! Уже после 21 августа 1991 года, разделившего нас, истинных панков, люто презирающих БГ, и маловнятную хиппню вкупе с припанкованными девочками, которые месту валькирий (консервативной) революции предпочли место дойных коров «молодой демократии».
Однако пришло время ответить на вопрос, почему, скажем, сторонник ГКЧП Ник Рок-н-ролл исчез из медиапространства, тогда как по неведомому недомыслию масс «Цой жив» до сих пор. Каждый отвечает на это, конечно, сам, но ведь и от книги ожидаешь какой-то хотя бы попытки!
Но её даже нет в зародыше! Понятно, что произошло с художниками в новейшей истории, из «Тимура» что-то лишь тому, кто сам поварился в среде панков и хиппи в 80-е. И кто знает, что уже тогда питерские сквоты весьма сильно отличались друг от друга. Молодые (всего-то лет на семь-восемь младше Тимура) художники ютились где-нибудь на Мойке или Грибанале в домах, доставшихся «по случаю», тогда как «маститые подпольщики» занимали вполне пристойные здания (адреса упоминать не хочу), которые в наших глазах выглядели аналогом нынешней, пусть богемной, но Рублёвки. Поговаривали (злые, впрочем, языки), что в сквотах «больших» неофициальщиков были чуть ли не консьержки.
Этого в книге не ищите.
А главное! – не ищите настоящий ответ на вопрос, почему от омерзительного ряда Цой–БГ–Мамышев–Африка–Юфит отошли по-настоящему выдающиеся творцы: Курёхин и Новиков. Первый – в прямую оппозицию, второй – в обособленность. Ответ, как ни странно, придётся искать в упомянутых «Парижских встречах» и «Белокурых бестиях». Данное же собрание интеллектуального и эстетического нищебродства способно удовлетворить лишь закоснелого в ностальгии представителя поколения. Что само по себе вовсе не плохо – быть представителем. Плохо – замереть в какой-то поколенческой битве, не пав в ней смертью храбрых. Мы растём, поколение ждут новые сражения, и нужно успеть поучаствовать во всех. Но из рядовых, даже штабс-капитанов, мы превратились по выслуге лет в полковников. Теперь наш театр военных действий – в пространстве штабных игр.
Давайте же, соратники, не размениваться по мелочам. Герой – всегда актуален. Он не мемуарен, не археологичен, он всегда готов посмотреть в будущее холодными глазами и бестрепетной рукой передёрнуть затвор.
Книга о герое – только «книга-герой»! И если в ней не лязгнула сталь, то написана она напрасно. 

Ксаверий БОРОВ

Обсудить в группе Telegram

Ксаверий Боров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS