Писатель умер 16 сентября 2018 года, не дожив всего год до своего семидесятилетия, на пороге нового творческого взлёта, когда в своих произведениях он вернулся в седую древность, к древнему национальному прамиру, идущему от Скифии к Святой Руси.
Многие книги, над которыми он напряжённо работал в свои последние годы, создавая литературно-исторические полотна нашего государства, появились уже после ухода писателя из земной жизни. В издательстве «Алдоор» в конце 2021 года вышли его книги «Рождение и крах Великой Скифии» и «Переселение народов». Недавно свет увидело и последнее его произведение, написанное в соавторстве с супругой, ближайшим соратником писателя-историка Мариной Коняевой, – «Русь изначальная от Потопа до 1125 года».
Николай Коняев работал в разных жанрах и касался различных тем, которые открывают нам его как выдающегося знатока русской истории и литературы, но прежде всего – как православного писателя, который становится незримым поводырём, помогающим многим нашим современникам вернуть себе русскую душу.
Истинный художественный талант Николая Коняева заключался в том, что, находя скрытый духовный клад в душах своих героев, он стремился заполнить внутреннее пространство нашей души, силой своего духа избавить её от пустоты. Трудно поверить, что мы общались с живым классиком русской литературы, который будет востребован с каждым годом всё больше и больше разными поколениями русских людей.
Моё личное знакомство с Николаем Коняевым состоялось. В 2016 году я посетила писателя дома, на улице Разъезжей, на которой поселился он в начале восьмидесятых годов, вернувшись в Ленинград. У Николая Коняева есть небольшая, но весьма познавательная повесть «Писатели Разъезжей улицы», где эта улица совершенно справедливо названа им одним из главных центров литературной жизни «не только Петербурга, но и всей России» в начале двадцатого века, потому что здесь находились два крупных издательства: «Мир Божий» и «Аполлон», где неоднократно бывали Куприн, Бунин, Вересаев, Бальмонт, Блок, Волошин, Мандельштам, Ахматова, Брюсов, а флигель квартиры Коняевых оказался соседом той квартиры, где когда-то жил Фёдор Сологуб. К Николаю Коняеву привело меня, возможно, не совсем скромное желание с моей стороны – попросить его написать предисловие к моей книге статей о Николае Рубцове «Все земные святыни и узы...»…
О ком бы он ни писал: о Валентине Пикуле, о протопопе Аввакуме, об Александре Свирском, о Вениамине, митрополите Петроградском, о Дмитрии Балашове, о Николае Рубцове, – целью Николая Коняева было найти в читателе духовного собеседника, которого он поведёт в русский православный мир, раскрывая сакральный смысл деяний своих героев. Такое осмысление русской истории и русской литературы можно назвать глубоко сердечным.
Любовь Федунова