К 70-летию Анара
С Анаром меня познакомил его отец, выдающийся азербайджанский поэт Расул Рза, в начале 60-х годов в Москве. Расул Рза был одним из самых почитаемых мною поэтов современности, я считал его большим художником и мудрым человеком. В течение многих лет он, как и ныне покойные Имран Касумов, Кара Караев, был моим задушевным собеседником во времена наших встреч в Москве, на писательских съездах и пленумах, на заседаниях Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Во время одной из таких встреч он и представил своего сына, который учился тогда в Москве, если не ошибаюсь, на Высших сценарных курсах.
Анара как писателя я впервые узнал, прочитав его эссе, посвящённое великому Джалилю Мамедкулизаде. Это эссе под названием «Большое бремя – понимать» было опубликовано в журнале «Новый мир» в период редакторства незабвенного Александра Твардовского. Я был членом редколлегии «Нового мира» и помню, что эссе было встречено с большим интересом, ибо впервые на современном литературном уровне знакомило русского и союзного читателя с творчеством и трудной судьбой классика азербайджанской литературы.
Примерно в те же годы моё внимание привлекли и рассказы, повести, статьи Анара, опубликованные в московской прессе – в «Литературной газете», «Советской культуре» «Неделе», в журнале «Дружба народов», спектакли по его произведениям, экранизированные и показанные Центральным телевидением.
Анар – один из ярких и интересных представителей поколения шестидесятников, к которому с гордостью причисляю и себя, хотя я и несколько старше по возрасту. Несмотря на модное сейчас снобистское и скептическое в лучшем и циничное, откровенно хамское в худшем случае отношение к шестидесятникам, убеждён, что самые талантливые представители этого поколения в литературе, театре, кино сыграли огромную роль в духовном, эстетическом и даже идеологическом обновлении общества. На основах, заложенных лучшими представителями этого поколения как в России, так и в бывших союзных республиках, взошли идеи свободы, демократии, независимости.
Именно приверженностью этим идеям как в своём творчестве, так и в общественной деятельности и отличается Анар, очень близкий мне собрат по перу, с которым за долгие годы контактов нас связывают взаимные симпатии.
Но больше всего меня радует, что Анар в свои уже немалые теперь годы активно занимается творческой работой. По собственному опыту знаю, насколько трудной, порой неблагодарной работой является руководство творческим союзом. Анар много лет возглавляет Союз писателей Азербайджана, являлся депутатом парламента своей страны, председателем комиссии по культуре, у него множество других ответственных общественных обязанностей, и при этом он остаётся верен своему основному призванию – литературе…
И дай бог двигаться дальше…
К этому пожеланию Чингиза Айтматова из введения к сборнику избранной прозы Анара «Наваждение», только что вышедшему в Москве в издательстве «Вече», присоединяется и «Литературная газета». С наших страниц слово замечательного азербайджанского писателя звучало многие годы, неизменно встречая заинтересованный отклик читателей. Но и сегодня, когда на евразийских пространствах оборвалось немало важных культурно-исторических связей, мы знаем: на берегах Каспия живёт и работает подлинный друг России и русской культуры, и выражаем надежду, что его талант принесёт всем нам ещё множество открытий.