Поисковая система Google на запрос, что означает аббревиатура БЛК, всего два года назад выдавала расшифровку «Большой Люберецкий карьер». Карьер, кажется, остался на своём месте, но вот «гуглу» до этого уже нет особого дела, потому что БЛК для него – это прежде всего Большой Литературный конкурс Стихи.ру, крупнейшего русскоязычного литературного сайта, с чьим «населением» в Рунете (более 360 000 пользователей) могут поспорить разве что социальные сети.
Авторы проекта БЛК решили упорядочить тамошнее «броуновское» движение, поставив перед собой в принципе одну скромную цель – организовать реальный литературный процесс: развернуть квалифицированную редакторскую сеть, наладить отбор интересных текстов, привлечь к ним внимание читателей. Лучшего средства, чем создание ежемесячного конкурса стихов, придумать было сложно. Но таких конкурсов в Сети было, есть и будет сколько угодно. В чём же тогда уникальность БЛК?
Конкурс – лишь витрина. За ней же находится модель современного литературного журнала, в котором используются эффективные средства, характерные только для Интернета: мобильность, коммуникативность, гибкость, элементы игры… В БЛК бурным потоком текут стихи, их шлют сами авторы либо редакторы-поисковики, затем все тексты проходят внутренний отбор и обсуждение и попадают… нет, пока не в святая святых – «журнал», а только в длинный список, который отправляется на «столы» ежемесячно приглашаемых экспертов.
Без статистики нам здесь не обойтись. За два с небольшим года читательская аудитория БЛК составила 170 000 человек, в качестве экспертов в проекте побывали более 70 поэтов, критиков, филологов, литературоведов, известных и менее известных… В. Берязев, И. Василькова, М. Галина, В. Герцик, Е. Зейферт, А. Кобринский, Е. Лесин, О. Нечаева, А. Новиков, К. Анкудинов, Е. Степанов, Г. Шульпяков, В. Пуханов, Н. Хаткина, Б. Херсонский, С. Шестаков, А. Штыпель и многие другие. Они отрецензировали в общей сложности стихи примерно 900 авторов. Сколько же всего авторов прошло через проект, подсчитать точно не удалось, по моим оценкам, – около 4500. Если же учесть, что редактор-поисковик, прежде чем принести в редакцию стихи определённого автора, просматривает десятки других, получится, что в сферу отбора конкурса попали уже десятки тысяч стихотворцев. Нет смысла обсуждать качество каждого произведения, потому что при столь отлаженной системе отбора истинно качественные тексты рано или поздно всё равно проявятся. Ещё одно отличие проекта от множества других – максимальная прозрачность. Подающий заявку конкурсант не только получает ответ, но если он отрицательный, то и аргументацию отказа. Такая же, как среди экспертов, ротация происходит и в редакционной коллегии. Таким образом, проект максимально страхует себя от вкусовщины и кумовства, которыми неизбежно со временем начинают хворать любые литературные проекты.
Неудивительно, что кроме молодых (по поэтическому опыту) авторов к БЛК потянулись достаточно известные поэты, давно и успешно публикуемые, победители всевозможных конкурсов. Многие, прослышав о столь своеобразном проекте, даже специально зарегистрировались на Стихи. ру. Как мне сказал один известный поэт, которого я пытался зазвать в эксперты, человек многоопытный, в годах, он и сам бы с удовольствием принял участие в жизни конкурса как автор, потому что «чертовски не хватает» критики, профессиональной, жёсткой, бескомпромиссной.
Рассказ о БЛК не был бы полным без упоминания о первом онлайн-фестивале «Итоги года Стихи. ру», который мы провели в мае, а 17 июля уже опубликовали окончательные результаты. Подборки своих стихов на этот форум выставили более 300 авторов из 16 стран мира. В жюри вошли Д. Бавильский, А. Григоров, А. Грицман, В. Емелин, К. Дьяконова, И. Караулов, Г. Климова, А. Машевский, И. Меламед, И. Ремизова, М. Струкова, М. Шатуновский.
Победителем стал московский поэт Михаил Свищёв.
На втором месте – Алёна Бабанская.
Третий – Андрей Пермяков.
В пятёрку также вошли Дмитрий Мельников и Сергей Пагын.
Заканчивая статьи, в которых рассказывается о сетевых литературных проектах, принято стандартно-снисходительно отмечать: дескать, и в Интернете есть нечто достойное похвалы, очень похожее на настоящее, даже на поэзию… Пожалуй, на этот раз так закончить будет не совсем этично: в российском Интернете есть литературный проект, который в других условиях просто невозможно создать ни при каких обстоятельствах. Представьте себе, аналогов ему нет пока ни в одной стране мира.