Интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества...
Интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства, а всё творчество было в загоне.
«Вехи», 1909
Основные идеи «Вех» сегодня более чем актуальны и своевременны. Снова и снова наша интеллигенция будет отдаваться во власть прекраснодушной утопии и сидеть у разбитого корыта несбывшихся надежд и чаяний. Сегодня, в начале XXI века, наступил уже третий этап такого «похмельного синдрома» – после 1917 и 1991 годов. Воистину уроков истории никто не учит!
Мировой экономический кризис совпал с полным крушением западных монетаристских и – шире – неолиберальных ценностей, которое трезвые умы давно уже предвидели. О закате Запада мечтали в России многие, и сегодня он выглядит реальнее, чем когда-либо. Но речь не идёт о злорадстве. Нет, проблема намного сложнее. Крушение спекулятивного финансового рынка с его непредсказуемыми последствиями доказало крах той модели общества, которую так старательно навязывали миру все последние годы. Либеральная рыночная философия дискредитировала себя и в России. Мало у кого из культурных и образованных россиян вызывает симпатии наш коррумпированный капитализм с его тотальным господством денег.
Наши попытки интегрироваться в западную цивилизацию закончились впечатляющим провалом. Никогда со времён холодной войны расхождения между православной и евроатлантической цивилизациями не были так глубоки. Запад продолжает неуклонно терять роль интеллектуального и морального лидера, в том числе и в глазах интеллигенции. Все отмеченные тенденции плюс нынешний кризис вызывают разочарование в западных моделях развития. А внутри страны ведут к усилению авторитарных тенденций и изменению внешней политики в сторону создания альтернативного центра силы, к стремлению России восстановить свои утраченные позиции, остановить начавшийся передел мира.
Ещё больше вопросов вызывают непредсказуемые идейные последствия нынешнего кризиса. Каким богам отныне будет молиться наша радикальная интеллигенция? Буржуазному индивидуализму, скептицизму и материализму, составляющим сердцевину англосаксонской системы ценностей, которые находятся в кризисе, противостоит православная институционно-ценностная система России. Она основана на приоритете духовных начал над материальными, восприятии культуры как исторического традиционного наследия, примате общественного блага и твёрдой убеждённости в том, что материальный прогресс должен быть подчинён ценностям духовного порядка.
Но густой флёр интеллигентского либерализма привёл к тому, что изучение российских культурных традиций стало таким же экзотичным и загадочным занятием, как, скажем, исследование индийской или тибетской цивилизации.
Поиск новых ценностей лучшей частью нашей интеллигенции будет, несомненно, продолжен. Убеждён: в итоге он приведёт к восстановлению собственного социокультурного наследия, во многом сегодня забытого. Прежде всего к воссозданию поведенческой матрицы, генетического кода, заложенного в организм каждой нации, определяющего специфику поведения и отношения людей к власти, государству, окружающему миру. Несмотря на все потрясения, символически-ритуальный мир российского человека так и не сумели разрушить. Уникальное временно-пространственное мироздание России оказалось удивительно стойким в условиях XXI века. Уверен: оно устоит и перед разразившимся мировым экономическим кризисом.
Синтез традиций и современности, многообразие культуры, приоритетность коллективистских начал, взыскуемость социальной справедливости ощутимо влияют на создаваемое в стране гражданское сообщество и его институты. В итоге оно, видимо, будет сложным и многосоставным, а не грубым и дешёвым слепком с Запада. Национально-культурные образы демонстрируют уникальную приспособляемость, умение отливаться в новую, оригинальную форму. Вряд ли можно согласиться с тезисом В. Толстых («ЛГ», ‹ 1), что национальные ценности и идеалы – дань «феодальной архаике, которую кто-то пытается выдать за «патриотизм». Это отнюдь не «архаика», а надёжный путь к себе самим.
Кризис западных ценностей стал реальностью, в том числе – в умах многих представителей российской интеллигенции. Он вызван не только кризисом, но и обусловлен комплексом объективных и субъективных факторов, существующих в современной России. Сложившаяся ситуация, диктуемая самой логикой самозащиты нации, требует мощного культурного взрыва. Он проложит дорогу новым возможным тенденциям развития, надёжно ведущим к обретению национальной идентичности.
В ответ на крайности западнической фазы Россия всегда выстраивала свою культуру как евразийская держава, твёрдо опирающаяся на религиозно-нравственный фундаментализм православия. Традиции нашей культуры содержат мощный потенциал влияния на разные слои россиян, в том числе на сознание интеллигенции. Для подлинного возрождения нации необходимы моральная революция, верность своим национально-религиозным ценностям, ротация правящих элит.
К этому нас настойчиво призывают и заветы авторов «Вех».
, кандидат политических наук