Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Блудные дети

01 января 2007

ВЕХИ-2009

Интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества...

Интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства, а всё творчество было в загоне.
«Вехи», 1909

Основные идеи «Вех» сегодня более чем актуальны и своевременны. Снова и снова наша интеллигенция будет отдаваться во власть прекраснодушной утопии и сидеть у разбитого корыта несбывшихся надежд и чаяний. Сегодня, в начале XXI  века, наступил уже третий этап такого «похмельного синдрома» – после 1917 и 1991 годов. Воистину уроков истории никто не учит!

Мировой экономический кризис совпал с полным крушением западных монетаристских и – шире – неолиберальных ценностей, которое трезвые умы давно уже предвидели. О закате Запада мечтали в России многие, и сегодня он выглядит реальнее, чем когда-либо. Но речь не идёт о злорадстве. Нет, проблема намного сложнее. Крушение спекулятивного финансового рынка с его непредсказуемыми последствиями доказало крах той модели общества, которую так старательно навязывали миру все последние годы. Либеральная рыночная философия дискредитировала себя и в России. Мало у кого из культурных и образованных россиян вызывает симпатии наш коррумпированный капитализм с его тотальным господством денег.

Наши попытки интегрироваться в западную цивилизацию закончились впечатляющим провалом. Никогда со времён холодной войны расхождения между православной и евроатлантической цивилизациями не были так глубоки. Запад продолжает неуклонно терять роль интеллектуального и морального лидера, в том числе и в глазах интеллигенции. Все отмеченные тенденции плюс нынешний кризис вызывают разочарование в западных моделях развития. А внутри страны ведут к усилению авторитарных тенденций и изменению внешней политики в сторону создания альтернативного центра силы, к стремлению России восстановить свои утраченные позиции, остановить начавшийся передел мира.

Ещё больше вопросов вызывают непредсказуемые идейные последствия нынешнего кризиса. Каким богам отныне будет молиться наша радикальная интеллигенция? Буржуазному индивидуализму, скептицизму и материализму, составляющим сердцевину англосаксонской системы ценностей, которые находятся в кризисе, противостоит православная институционно-ценностная система России. Она основана на приоритете духовных начал над материальными, восприятии культуры как исторического традиционного наследия, примате общественного блага и твёрдой убеждённости в том, что материальный прогресс должен быть подчинён ценностям духовного порядка.

Но густой флёр интеллигентского либерализма привёл к тому, что изучение российских культурных традиций стало таким же экзотичным и загадочным занятием, как, скажем, исследование индийской или тибетской цивилизации.

Поиск новых ценностей лучшей частью нашей интеллигенции будет, несомненно, продолжен. Убеждён: в итоге он приведёт к восстановлению собственного социокультурного наследия, во многом сегодня забытого. Прежде всего к воссозданию поведенческой матрицы, генетического кода, заложенного в организм каждой нации, определяющего специфику поведения и отношения людей к власти, государству, окружающему миру. Несмотря на все потрясения, символически-ритуальный мир российского человека так и не сумели разрушить. Уникальное временно-пространственное мироздание России оказалось удивительно стойким в условиях XXI  века. Уверен: оно устоит и перед разразившимся мировым экономическим кризисом.

Синтез традиций и современности, многообразие культуры, приоритетность коллективистских начал, взыскуемость социальной справедливости ощутимо влияют на создаваемое в стране гражданское сообщество и его институты. В итоге оно, видимо, будет сложным и многосоставным, а не грубым и дешёвым слепком с Запада. Национально-культурные образы демонстрируют уникальную приспособляемость, умение отливаться в новую, оригинальную форму. Вряд ли можно согласиться с тезисом В. Толстых («ЛГ», ‹ 1), что национальные ценности и идеалы – дань «феодальной архаике, которую кто-то пытается выдать за «патриотизм». Это отнюдь не «архаика», а надёжный путь к себе самим.

Кризис западных ценностей стал реальностью, в том числе – в умах многих представителей российской интеллигенции. Он вызван не только кризисом, но и обусловлен комплексом объективных и субъективных факторов, существующих в современной России. Сложившаяся ситуация, диктуемая самой логикой самозащиты нации, требует мощного культурного взрыва. Он проложит дорогу новым возможным тенденциям развития, надёжно ведущим к обретению национальной идентичности.

В ответ на крайности западнической фазы Россия всегда выстраивала свою культуру как евразийская держава, твёрдо опирающаяся на религиозно-нравственный фундаментализм православия. Традиции нашей культуры содержат мощный потенциал влияния на разные слои россиян, в том числе на сознание интеллигенции. Для подлинного возрождения нации необходимы моральная революция, верность своим национально-религиозным ценностям, ротация правящих элит.

К этому нас настойчиво призывают и заветы авторов «Вех».

Николай ЛАЗАРЕВ, кандидат политических наук

Обсудить в группе Telegram

Николай Лазарев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS