Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Боевые и плавные танцы славян

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Московская балетная школа в Васильсурске (1941–1943) / Составитель В.А. Тейдер. – М.: МГАХ, 2010. – 240 с.: ил. – 1200 экз.

Человеку, тонко чувствующему как флюиды, так и миазмы времени, данная книга должна показаться изысканной в своей обманчивой безыскусности. Несколько взглядов на одну эпоху, дополняя друг друга, совокупно не только рисуют историю частного события из жизни Московского хореографического училища, но и дают представление о месте московского балета в жизни страны.

Основу сборника составляют дневниковые записи Касьяна Голейзовского о своём путешествии в начале войны в город Васильсурск, куда было эвакуировано училище. Это взгляд первый. Впечатления человека, воспитанного в «прежней» жизни.

Вторая точка зрения представлена фрагментами из книг, написанных и изданных начиная с 70-х гг. ХХ  века, когда война из обыденной сакральности перешла в область священной мифологии.

Третья позиция – документальная, безрефлексивная, «боевая», составленная из писем, телеграмм, приказов и протоколов военного периода.

И наконец, четвёртый, последний взгляд, суммирующий данное многоголосие из нынешнего дня. Надо признать, предельно честный взгляд, не избегающий проблем, не «скругляющий углы», не пытающийся противопоставить героическое бытовому. Ибо и то, и другое пронизано единым духом – демократическим, вольным духом московской балетной школы, живительным и творческим дыханием самой Москвы.

Удачным и смелым даже сейчас выглядит обращение к дневникам Голейзовского. Почему удачным? На мой взгляд, Касьян Ярославович воплотил в своей личности главные и лучшие особенности московского балета. Почему смелым? Да потому, что автор рукописи нигде не бил себя по рукам в угоду политкорректности и чинопочитанию.

Из дневников хореографа мы можем предположить, что, родись раньше, он примкнул бы к славянофилам. Живи сейчас – не поддержал бы ДПНИ только потому, что и легальную иммиграцию, скорее, не жаловал. Но не это главное.

Его любовь к славянству вообще и русскому народу в частности воплотилась в таких хореографических произведениях, как «Русская» из «Лебединого озера» или «Славянская сюита». А вот дух его вполне раскрылся в «путевых заметках».

Представьте неразбериху и панику начала войны. Из Москвы бегут. Впереди – начальники. Сам Голейзовский где-то в народной толще. Он весел, наблюдателен, строг и язвителен. В нём нет человеконенавистничества, но нет и «розового» народолюбия. Не раз и не два проходится он недобрым словом в адрес «крестьян-мироедов». Но без злобы. Точно так же, как без злобы, почти дежурно, ругают советскую власть эти самые крестьяне.

Однако неверно предположить, что Касьян Ярославович был врагом страны. Ничуть! Просто ему, воспитанному в сословном обществе царской России, было неуютно там, где появлялись некомпетентные руководители, где ничего не могло наладиться по-военному. Или, если хотите, по-балетному: чётко, без спешки, но и без подавления творчества. Удивительно, как близок Голейзовский самому духу воинских уставов, прямо предписывающих проявление должной инициативы при беспрекословном выполнении приказа. Всего раз касается он ленинградской школы и ругает её за формализм, «засушивающий» индивидуальность. За следование традиции бюрократического Петербурга, добавлю я от себя.

Мировоззрение Голейзовского – в названии его номера «Плавный хоровод». Несуетливо, размеренно, эффективно – без вредной жёсткости системы – должен работать русский балет, повторяя основные черты русского характера.

Но из этого хоровода должны быть безжалостно выкинуты «советские князьки», вчера ещё бывшие «никем», да так «никем» и остающиеся!

При спокойной терпимости к не всегда, признаемся, симпатичному народу Голейзовский полон брезгливости, когда говорит об артистах, недавно обласканных властью, клявшихся ей в чём только можно, но возглавивших поток эвакуации. Иногда на собственных автомобилях.

И уж совсем отвращение вызывают у хореографа начальники-хамы. Что гражданские, что военные. Срывающие раздражение на подчинённых, думающие лишь о себе.

Полсборника отдано Голейзовскому. И это правильно. Поскольку через него становится понятным многое в эвакуационной жизни школы. Дисциплина и самоотверженность учащихся. Их готовность нести тяготы вместе со страной не только в репетиционных классах или на шефских концертах перед ранеными, но и в быту: делясь с фронтовиками деньгами и хлебом. Исполняя боевой и плавный танец славян Московской балетной школы. Русской во все времена.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS