Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 сентября 2020 г.
  4. № 36 (6751) (09.09.2020)
Искусство

Богат и прекрасен Восток чудесами

Премьера на Приморской сцене Мариинского театра

09 сентября 2020
Лилия Бережнова, Сергей Уманец, Екатерина Чебыкина

На протяжении веков Восток для европейцев был окутан тайной.
А потому недостоверные сведения из полуденного мира зачастую окутывались мифами и легендами. Сказка всегда интригует и привлекает, экзотическая сказка – тем более. В этом секрет грандиозного успеха сборника «Тысяча и одна ночь», переведённого на французский язык Антуаном Галланом и опубликованного в 1740 году.


В 70-х годах XX века мир восточной фантазии увлёк выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова, и в 1979 году на сцене бакинского театра оперы и балета состоялась премьера балета, сохранившего название «Тысяча и одна ночь». Либретто написано тремя соавторами: Нелой Назировой, Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми, которые из всей вереницы сказок сборника выбрали три.

Балетмейстеру Назировой, тесно сотрудничавшей с композитором в период его работы над партитурой, было легко воплотить музыкальные образы средствами хореографии. Спектакль получился ярким и удостоился Государственной премии СССР. В эти дни премьеру «Тысячи и одной ночи» в авторской хореографии представил Эльдар Алиев – главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра. Спектакль, открывший пятый международный фестиваль «Мариинский. Владивосток», получился красочным, исполненным очарования Востока. Прежде всего это связано с музыкой балета. Амиров, прекрасно владевший принципами европейского симфонизма, щедро насытил партитуру мелодиями мугамов и песенной лирикой. Он включил в звуковую ткань пронзительный голос народного инструмента тара. Тар привёз во Владивосток и хорошо вписался в состав оркестровых музыкантов театра азербайджанский тарист Рамин Азимов. На премьере мелодичная, окрашенная национальным колоритом музыка Амирова выразительно и мощно прозвучала благодаря стоявшему за дирижёрским пультом другому бакинскому гостю – Эйюбу Кулиеву.

Восточной экзотикой повеяло от роскошных декораций, рождённых фантазией сценографа-постановщика Петра Окунева. Вместе с видеохудожником Вадимом Дуленко и художником по свету Сергеем Мартыновым он сотворил живописный мир в стилистике древних арабских миниатюр, который балетмейстер населил яркими пластическими образами. Театр не поскупился. Сказочности добавили и многочисленные спецэффекты, кульминацией которых стал пролёт героев на волшебном ковре-самолёте.

Сочиняя хореографию, Алиев придумал изобретательные перестроения кордебалета, сложные танцевальные комбинации, замысловатые, играющие ракурсами вариации и дуэты. Головоломные акробатические поддержки сочетают пластическую кантилену и чёткие графические фиксации поз.

Как сказано выше, в балете действуют герои трёх сказок. Первая – о смелом Синдбаде-мореходе (Аслан Алиев), освободившем Девушку (Катерина Флория) из когтей хищной птицы Рухх (Шизуку Като). Вторая рассказывает о принцессе Будур (Анастасия Балуда), Аладдине (Гилерме Джунио) и злом Колдуне (Денис Голов). Ну а третья, переводящая лирику в гротеск, знакомит нас с Али-Бабой (Алехандро Кабезас), недалёким Атаманом сорока разбойников (Сергей Аманбаев) и находчивой Марджаной (Наталья Демьянова). На все роли педагоги-репетиторы Александр Курков, Александра Архангельская, Сергей Золотарёв и Галина Фомина подготовили несколько составов артистов.

Гилерме Джунио выступил ещё и в образе любимого раба Нуриды.

На языке восточной пластики, окрасившей неоклассическую лексику, уверенно заговорили Шехерезада Анны Самостреловой, Нурида Лилии Бережновой и Шахрияр Сергея Уманца. Актёрские удачи солистов, обрамлённых многочисленным и слаженным кордебалетом, были по достоинству оценены горячим зрительским приёмом. А это залог того, что балету, развеявшему с Приморской сцены сумрак пандемии коронавируса, суждена здесь долгая жизнь.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Александр Максов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS