Есть актёры, для которых применительно определение «пленительность». Ловкие, жизнелюбивые, обворожительные. Их природу объяснить непросто, так как играть, завораживать, пленять они любят больше всего на свете. Соответственно и приёмов для этой миссии у них великое множество. Это неуловимые штрихи в мимике, гротеск в жестах, лёгкая пластика и абсолютная свобода в общении со зрителями. Жаль, что таким актёрам редко удаётся удовлетворить свои творческие аппетиты, зато долголетие в художественных сферах они себе обеспечивают без особых проблем. Именно такой актёр служит в музыкальном театре «На Басманной» под руководством заслуженной артистки России Жанны Тертерян. Заслуженный артист России Вячеслав Ткачук – одна из самых ярких фигур в этом коллективе.
Оперетта – сложнейший жанр, он требует одновременно и вокального, и драматического мастерства. Вячеслав Ткачук не является профессиональным вокалистом, однако музыкальные номера в его исполнении вызывают восхищение своей эмоциональностью, неординарным подходом к партиям, удачными акцентами и творческими находками. Где речитативом, где распевностью, где междометиями артист умеет преподать своих героев в нужном ракурсе, да так, чтобы все восторженно вздыхали и искренне смеялись.
«Подайте нам ради Христа!» – так начинается 2-е действие мюзикла «Как жить замужем» по пьесе Островского «Доходное место». (В первой постановке, сделанной Жанной Тертерян 10 лет назад, Ткачук играл чиновника Юсова.) Полутёмное пространство зала заполняется многоголосьем нищих попрошаек. Среди них разительно выделяется самый нищий, бедный и несчастный… Он так проникновенно заглядывает в наши глаза, так неистово вокализирует, что из сумочек, портмоне и карманов готово перетечь в просящую руку то, что там есть. И вроде бы все понимают, что это театр, игра, но… верят!
Вячеславу Ткачуку всегда удаётся ввести нас в свой мир, где мы становимся не просто зрителями, а полноценными участниками действа. Понятие «четвёртой стены» для него не существует. Редкий актёр не выстраивает между собой и залом подобной стены, что заметно влияет на его мастерство в непредвиденных случаях, как, например, незначительные реплики из зала. Как правило, актёр либо старается не обращать на это внимание, либо теряется. Ткачука это не только не страшит, но увлекает. Он легко импровизирует, втягивая нас в игру и заставляя сопереживать герою, плакать или смеяться. Недаром, когда он занят в спектакле, первые ряды партера выкупаются незамедлительно.
Мюзикл «Леди Акулина» по мотивам пьесы Пушкина «Барышня-крестьянка» – очаровательная шутка, в которой актёр играет одну из второстепенных на первый взгляд ролей – отца Алексея Берестова. Но именно с его появлением оживляется сцена. Пленительность его образа передаётся фантастической энергией, которую актёр вкладывает в то невыразимое удовольствие, с которым он несёт через сцену бутафорских уток, что как нельзя кстати вписывается в образ помещика, обожающего охоту. Всё его существо выражает огромную радость от предвкушения обеда, а затем так же страстно и яростно – недовольство от встречи с соседом по угодьям. Ткачук очень точно попадает в комическую тональность спектакля своими нешуточными страстями.
Роль ещё одного отца выпала ему в мюзикле My fair lady по пьесе Шоу «Пигмалион». Мусорщик Альфред Дулиттл является за дочерью в дом профессора фонетики Генри Хиггинса, взявшегося превратить уличную цветочницу Элизу в настоящую леди. Но на самом деле он жаждет получить за неё денежную компенсацию. Ткачуку замечательно удалось передать образ старого пьяницы и гулёны раскованностью пластики и переходами от наглых интонаций к жалобно-испуганным. После долгих торгов его персонаж вдруг совершенно меняется, начиная вести философские беседы с совершенно серьёзным видом. И этот контраст, который с одинаковой лёгкостью удаётся сыграть Ткачуку, делает его героя обаятельным и смешным.
Вячеслав Ткачук интересен не только актёрским мастерством, но и масштабом творческой биографии. С 1977 года он работал в драматических театрах России и за рубежом. Играл в одних спектаклях с народными артистами России Евгением Леоновым и Люсьеной Овчинниковой. Он окончил студию при русском драматическом театре в Ашхабаде, где процветает культура Азии – сплав самых разнообразных, ярких и самобытных традиций. Неслучайно его пластика отличается мягкостью и выразительностью движений, а свободное общение со зрителями легко переходит в импровизацию. Нарочитое нагнетание ситуации и некоторое форсирование действия ничуть не портят игры актёра, напротив, именно они притягивают публику к определённым сценам, образам, характерам.
Тот, кто хоть однажды увидел на сцене этого актёра, вряд ли сможет забыть в его исполнении и Дядюшку Франсуа из «Фиалки Монмартра», и Пеликана из «Принцессы цирка», и Кота учёного из «Сказки о царе Салтане». Потому что Вячеслав Ткачук умеет увлечь нас удивительной игрой под названием Театр, которому он безоговорочно отдаёт всего себя.