Второй номер журнала «Русское искусство» за этот год приурочен к 1000-летию Суздаля и целиком посвящён сокровищам Владимирской земли.
Для пытливого ума и чуткого сердца Владимирская земля, колыбель нашей государственности, разворачивается подобно искусно составленной летописи русской цивилизации. Суздалю в ней отведены драгоценнейшие страницы, бережно сохранённые несколькими поколениями музейщиков, беззаветно преданных своей родине и своему делу. Знающему, как читать прихотливые письмена этой хроники, для погружения в прошлое никакая машина времени не нужна. Новый номер журнала «Русское искусство» можно смело назвать путеводителем для всех, кто готов отправиться в такое путешествие – даже карта приготовлена. Лето – самая благодатная пора для странствий, и спасибо редакции за отличный мотиватор отложить хоть ненадолго дела и ведомыми простой мелодией пастушеского рожка открыть для себя Суздаль и иные дали (думается, что исток загадочного имени города именно в них).
Сегодня Суздаль – своего рода нулевой километр «Золотого кольца», нашей туристической мекки. Слава маршрута столь велика, что кажется, он тут – испокон веков. Однако, открыв журнал, многие с удивлением обнаружат, что шестьдесят лет назад его не просто не существовало, но могло и вообще не быть. Древнерусская сказка так и осталась бы за семью печатями забвения, если бы не Алиса Ивановна Аксёнова, которая возглавила пребывавший в полутени официальной идеологии Владимиро-Суздальский музей заповедник. О «стране чудес», созданной талантом и упорством этой удивительной женщины, поведает читателю её коллега, Татьяна Тимофеева.
Тема становления музея для данного номера является программной – чувствуется искреннее стремление редакции с помощью самих сотрудников показать этот сложный процесс настолько подробно, насколько возможно на журнальных страницах. Марина Рыбакова и Светлана Смирнова проведут читателя по следам Ивана Грозного в его «невенчанную столицу» – Александровскую слободу, единственный в стране сохранившийся архитектурный ансамбль XVI века. Андрей Веденеев пригласит под сень Вязниковского историко-художественного музея. Татьяна Меркулова покажет дорогу в Муромцево, поместье старинного дворянского рода Храповицких, в фантастических силуэтах которого узнаются и королевские шато на Луаре, и шотландские замки из романов Вальтера Скотта.
Светлана Мельникова, много лет водившая по суздальским тропам иностранных туристов, а ныне возглавляющая Псковский объединённый музей-заповедник, увлечённо рассказывает, как город помогал её гостям постичь суть «загадочной русской души». В неиссякаемой любви к отечественному Средневековью признаётся генеральный директор Новгородского объединённого музея-заповедника Сергей Брюн, автор концепции выставки «Русский феникс. Суздальская земля», позволяющей взглянуть на эту землю, как на место сбора русский людей, которое смогло восстать из пепла монгольского опустошения. Писатель Владимир Гриньков строка за строкой разворачивает перед читателем полную открытий литературную историю Суздаля.
Искусствовед Марина Быкова исследует образ города на иконе, изображающей одну из самых почитаемых его святых – Евфросинию Суздальскую. Историк Надежда Пак рассказывает о коллизиях строительства храма святого Георгия в Гусь-Хрустальном. И тут необходимо отметить, что многие статьи так или иначе затрагивают важную для «Русского искусства» тему – меценатство, коллекции, завещанные землякам; церкви, возведённые на личные средства; промыслы, возрождённые по собственной инициативе. Листая журнал, не приходится сетовать о канувших в Лету временах Третьяковых и Морозовых – приезжайте в славные города Киржач и Гороховец – убедитесь в этом сами.
Журнал зовёт читателей в дорогу, словно подхватывая эстафету «предшественников» – путеводителей былых времён. В середине XVIII века Анания Фёдоров составил «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале», в начале XIX столетия Николай Ушаков преподнёс в дар монаршей фамилии свой «Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии» по случаю 300-летия царствования дома Романовых. Путешествия по родной стране не только дарят нам незабываемые впечатления и открывают новые грани жизни, но и нередко помогают лучше понять себя и свою связь с отчизной.