Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2021 г.
Литература Библиосфера Культура

Боль и грусть – в надежде

15 июня 2021

Владимир Андреев. Повторение пройденного. – М.: Издательство ГИТИС, 2021. – 226 с.

Андреев умел читать стихи. Любил читать стихи, вернее, любил поэзию, со многими известными и даже выдающимися поэтами был знаком лично, а с некоторыми дружен. И читал – со смыслом, понимая и чувствуя каждое слово, и это понимание и эти чувства передавая слушающим. Стихи часто рождались среди разговора как продолжение мысли. Как говорится, без разгона, для разговаривавшего с Андреевым впервые – возможно, и не опознаваемые в первые секунды как стихи, поскольку Андреев умел – не теряя рифм, чувства и смысла – читать стихи без пафоса, почти буднично, как бы по пути.

При этом умел выбирать стихи, созвучные его собственным чувствам и мыслям. Свои стихи, своих поэтов. Пишу и слышу его голос – как посреди разговора, в продолжение мысли, доверительно говорит Владимир Алексеевич:

И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями,
                        быть дождём,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться...

Это – Давид Самойлов, с которым Андреев дружил. А когда ему вручали театральную премию «За выдающийся вклад в театральное искусство», поднявшись на невысокую сцену, которую выстроили в фойе Большого театра, в продолжение мысли прочитал Бунина:

В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость всё, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть – в надежде
Ещё одну весну узнать!

Начал как бы между прочим, от слова к слову набирая не пафос, нет, а то, что можно назвать, наверное, поэтической дистанцией. «Боль и грусть в надежде» – Андреев, читая, сумел вложить в эти слова смысл, который сам Бунин вряд ли понимал в 47 лет, когда написал это стихотворение. Мог предчувствовать. А Андреев читал их уже в зрелом возрасте, понимая каждое слово в этих так просто написанных четверостишиях.

А ещё Владимир Алексеевич удивлялся и радовался, а порой казалось, что хвастал, говоря, что на нынешнем курсе многие его студенты пишут стихи, и пишут серьёзно, по-настоящему. Студенты передавали ему свои подборки, и Андреев, понимающий толк в поэзии, любивший Бунина, Смелякова, Мартынова, Самойлова, знавший наизусть ещё многих и многих других великих и замечательных поэтов, но как высококультурный человек, обладавший широтой приятия, радовался каждому новому поэту в своей актёрской мастерской. Снова и снова: пишут стихи, и делают это серьёзно. Он требовал от студентов, чтобы они читали, чем больше, тем лучше, но радовался, когда узнавал, что и сами пишут – кто-то стихи, кто-то рассказы.

Сам – большой русский актёр, Андреев был выдающимся театральным педагогом, рядом с которым его ученикам учеников (а рядом с ним и я чувствовал себя его учеником, слушал его и впитывал его уроки) хотелось быть не только профессиональнее, но ещё и лучше. Он умел не только задавать планку – он умел её поднимать. Человеческому содержанию своих учеников он уделял, кажется, не меньше внимания, чем их профессиональным успехам, за которыми следил, высиживая по четыре – шесть часов их самостоятельные показы, экзамены по вокалу, сценическому движению. Умел давать советы, и стихи, которые хранила его память в избытке, тут часто приходили на помощь.

Эта книга задумывалась к юбилею Владимира Алексеевича, но ничего специально юбилейного в ней не предполагалось. К отбору материала Андреев относился с величайшей серьёзностью, звонил – как будто спрашивая совета, но, скорее всего, проверяя на собеседнике точность уже принятого решения. Я благодарен Владимиру Алексеевичу, что среди других он выбрал наш с ним разговор, состоявшийся много лет назад к одному из его юбилеев. Перечитал перед выходом книги. Хороший получился разговор, и Андреев в нём – настоящий, не скрывающий мыслей, симпатий, обид. Каким был.

Григорий Заславский

Тэги: Григорий Заславский
Обсудить в группе Telegram

Григорий Заславский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гармоничный человек

    06.07.2022
  • Тайное становится явным

    27.04.2022
  • Есин так сказать

    16.12.2020
  • Сац снова стала жертвой репрессий

    14.10.2020
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    02.09.2020
  • Аббревиатуру ГИТИС придумал Мейерхольд

    89 голосов
  • Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

    46 голосов
  • Россия – чёрная дыра?

    39 голосов
  • Театроведы или товароведы?

    37 голосов
  • Тайное становится явным

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS