Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    15 июня 2021 г.
Литература Библиосфера Культура

Боль и грусть – в надежде

Заславский Григорий Заславский Григорий — 15 июня 2021

Владимир Андреев. Повторение пройденного. – М.: Издательство ГИТИС, 2021. – 226 с.

Андреев умел читать стихи. Любил читать стихи, вернее, любил поэзию, со многими известными и даже выдающимися поэтами был знаком лично, а с некоторыми дружен. И читал – со смыслом, понимая и чувствуя каждое слово, и это понимание и эти чувства передавая слушающим. Стихи часто рождались среди разговора как продолжение мысли. Как говорится, без разгона, для разговаривавшего с Андреевым впервые – возможно, и не опознаваемые в первые секунды как стихи, поскольку Андреев умел – не теряя рифм, чувства и смысла – читать стихи без пафоса, почти буднично, как бы по пути.

При этом умел выбирать стихи, созвучные его собственным чувствам и мыслям. Свои стихи, своих поэтов. Пишу и слышу его голос – как посреди разговора, в продолжение мысли, доверительно говорит Владимир Алексеевич:

И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями,
                        быть дождём,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться...

Это – Давид Самойлов, с которым Андреев дружил. А когда ему вручали театральную премию «За выдающийся вклад в театральное искусство», поднявшись на невысокую сцену, которую выстроили в фойе Большого театра, в продолжение мысли прочитал Бунина:

В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость всё, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть – в надежде
Ещё одну весну узнать!

Начал как бы между прочим, от слова к слову набирая не пафос, нет, а то, что можно назвать, наверное, поэтической дистанцией. «Боль и грусть в надежде» – Андреев, читая, сумел вложить в эти слова смысл, который сам Бунин вряд ли понимал в 47 лет, когда написал это стихотворение. Мог предчувствовать. А Андреев читал их уже в зрелом возрасте, понимая каждое слово в этих так просто написанных четверостишиях.

А ещё Владимир Алексеевич удивлялся и радовался, а порой казалось, что хвастал, говоря, что на нынешнем курсе многие его студенты пишут стихи, и пишут серьёзно, по-настоящему. Студенты передавали ему свои подборки, и Андреев, понимающий толк в поэзии, любивший Бунина, Смелякова, Мартынова, Самойлова, знавший наизусть ещё многих и многих других великих и замечательных поэтов, но как высококультурный человек, обладавший широтой приятия, радовался каждому новому поэту в своей актёрской мастерской. Снова и снова: пишут стихи, и делают это серьёзно. Он требовал от студентов, чтобы они читали, чем больше, тем лучше, но радовался, когда узнавал, что и сами пишут – кто-то стихи, кто-то рассказы.

Сам – большой русский актёр, Андреев был выдающимся театральным педагогом, рядом с которым его ученикам учеников (а рядом с ним и я чувствовал себя его учеником, слушал его и впитывал его уроки) хотелось быть не только профессиональнее, но ещё и лучше. Он умел не только задавать планку – он умел её поднимать. Человеческому содержанию своих учеников он уделял, кажется, не меньше внимания, чем их профессиональным успехам, за которыми следил, высиживая по четыре – шесть часов их самостоятельные показы, экзамены по вокалу, сценическому движению. Умел давать советы, и стихи, которые хранила его память в избытке, тут часто приходили на помощь.

Эта книга задумывалась к юбилею Владимира Алексеевича, но ничего специально юбилейного в ней не предполагалось. К отбору материала Андреев относился с величайшей серьёзностью, звонил – как будто спрашивая совета, но, скорее всего, проверяя на собеседнике точность уже принятого решения. Я благодарен Владимиру Алексеевичу, что среди других он выбрал наш с ним разговор, состоявшийся много лет назад к одному из его юбилеев. Перечитал перед выходом книги. Хороший получился разговор, и Андреев в нём – настоящий, не скрывающий мыслей, симпатий, обид. Каким был.

Григорий Заславский

Григорий Заславский
112

Григорий Заславский


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Гармоничный человек

06.07.2022

Тайное становится явным

27.04.2022

Есин так сказать

16.12.2020

Сац снова стала жертвой репрессий

14.10.2020

Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

02.09.2020

Аббревиатуру ГИТИС придумал Мейерхольд

89 голосов

Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым

46 голосов

Россия – чёрная дыра?

39 голосов

Театроведы или товароведы?

37 голосов

Тайное становится явным

27 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты