Смею вас уверить, мой собеседник – вдумчивый и настоящий доктор. Врач-ревматолог, специалист по лечению болезней позвоночника и суставов. Автор дюжины книг. Павел Валерьевич Евдокименко – известный врач. И не только потому, что широко представлен в интернете. Ему есть что рассказать. И главное – к нему прислушиваются.
– Надеюсь, Павел Валерьевич, вас не смутит первый вопрос. Однажды я делал материал с ветеринаром, и там с жизненной стезёй героя все было понятно: женщина беззаветно любит животных, поэтому выбрала себе такую профессию и отдаёт работе душу. Но любить людей довольно трудно, будем откровенны. Почему же вы решили стать врачом?
– Я как-то рассказывал на одном выступлении, что в детстве первыми книжками, которые я прочитал сам, наряду с «Волшебником Изумрудного города» оказались тонкие брошюрки: «Чума» и «Холера». Мне тогда было, наверное, около 7 лет, но почему-то их тема меня увлекла, подействовала на воображение. Хотя я не мечтал стать врачом, такого даже в мыслях не проскальзывало. Родители – инженеры, в семье у нас медиков не было, и мне представлялось, что врачи – это почти боги. Спасибо маминой подруге: она подметила мои увлечения и, когда я заканчивал 8-й класс, предложила маме: «Вы не хотите Павлика отдать в медицинское училище?»
Я присутствовал при разговоре и был просто поражён: разве это вообще возможно? Поступил в медицинское училище, три с половиной года проучился. Но если в школе мои оценки были так себе, то медучилище окончил с красным дипломом. Более того, мне, единственному из всего училища, вручили сразу два аттестата: «Фельдшер скорой помощи» и «Фельдшер реабилитационной медицины».
– В каком году завершили обучение?
– В 1985-м. Недолго поработал фельдшером на скорой помощи, потом меня призвали в армию. Отслужив, поступил в медицинский институт и учёбу совмещал с работой.
– Ваш общий медицинский стаж работы?
– Больше 30 лет.
– Разочарования от профессии не испытывали?
– Естественно, как у любого врача, который работает долгое время, у меня наступало выгорание – есть такое понятие. Но я с этим справился. Разделил работу на несколько видов деятельности: веду соцсети, пишу книги... Меня это отвлекает, мне это нравится. А вот число приёмов сократил, потому что лечебный процесс нельзя ставить на поток.
– Сколько пациентов принимаете за день?
– Максимум – 12 человек, в идеале – 10, работаю четыре дня в неделю, всё равно устаю, потому что общение с пациентом – это в первую очередь большие энергетические затраты. Приём у меня длится не 12 минут, как в поликлинике. Важно понять, что именно вызвало болезнь, потому что если врач не выявил причину, то о каком лечении может идти речь? Я исследую историю болезни, расспрашиваю пациента, доискиваюсь до корней с точки зрения не только физической, но и духовной. У меня ещё 18 лет назад вышла в свет книга по психосоматике: «Причина твоей болезни». Тогда психосоматику не признавали вообще, говорили: «Чушь какая! Эмоции на тело не влияют». Или признавали с оговорками и с большим трудом. Однако я давно заметил, что большинство людей заболевают на фоне какого-то сильного стресса, он может быть как разовым, так и затяжным.
– Это к болезням вашего профиля тоже относится?
– Да, в том числе. Верите или нет, но хронические боли в пояснице часто возникают на фоне депрессии. А, скажем, заболевания коленных суставов появляются нередко у людей, которые живут безрадостной, тяжёлой жизнью. При этом такие болезни тяжело поддаются или даже почти не поддаются лечению.
Одна из моих пациенток ухаживала за больной престарелой мамой, которая вдобавок страдала деменцией, и в этом состоянии проявлялись худшие черты её характера. Я вёл эту пациентку на протяжении двух лет. У неё был артроз коленных суставов. Что бы мы ни делали, при абсолютно правильном лечении колени у неё всё больше скрючивались. Потом её мамы не стало. Женщина приходит ко мне, мы начинаем проводить наши привычные манипуляции, которые до этого не очень сильно помогали, и вдруг – ноги выпрямляются прямо на глазах! Почему? Потому что исчез каждодневный травмирующий фактор!
– Пример очень интересный.
– Таких много можно привести.
– Каким методам лечения отдаёте предпочтение?
– Я считаю, что человека надо лечить всем, что ему может помочь. То есть использовать лекарства и целебные растения, травы, как говорят. И мази тоже нужно применять. Но что касается лечения суставов, т.е. моего профиля, то тут главную роль играет гимнастика. Специальная гимнастика. Это ключевой фактор! Дальше мы добавляем какие-то лекарства, лекарственные растения, мази, но основа – именно лечебная гимнастика. Без неё большинство болезней вообще почти не лечится, по моей части, по крайней мере. Упражнения мы разрабатываем вместе с моей женой, Ланой Палей. Она автор книги: «Лучше, чем йога» и очень хорошо чувствует гимнастику.
– С какими заболеваниями к вам чаще всего обращаются?
– Артроз и грыжа дисков. Всех вылечить не удаётся, но в подавляющем большинстве случаев мы справляемся, обходимся без операции. Многое зависит от стадии болезни, от того, насколько человек готов сам заниматься. У меня вообще почти вся информация выложена в открытом доступе в интернете, бесплатно. Для артроза коленных суставов, например, есть просто уникальная гимнастика, она занимает всего несколько минут и очень эффективна, только занимайся. Но многие женщины, к сожалению, ленятся заниматься. Они готовы выпить любую таблетку, а заниматься не хотят. У мужчин лечение проходит лучше за счёт двух факторов. Во-первых, у них мышечная масса больше, то есть мышцы крепче, что крайне важно для суставов. Во-вторых, они, как правило, охотнее занимаются гимнастикой.
– Вы, конечно, подвижник, Павел Валерьевич. Как в целом охарактеризуете состояние отечественной медицины?
– Некоторые до сих пор думают, что за границей всё медом намазано. На самом деле очень многие потом бывают сильно разочарованы качеством иностранной медицинской помощи. Раньше Россия очень сильно отставала в плане операций по суставам, а сейчас, я считаю, у нас операции делают как минимум не хуже. Когда-то отставали мы в качестве стоматологии, теперь же многие мои знакомые из-за границы приезжают лечиться в нашу страну.
– Доктор Евдокименко – автор 12 книг. Это для вас форма самовыражения, потребность в творчестве, попытка донести что-то до людей? Писателем быть интересней, чем врачом?
– Нет, просто одно другое дополняет. Опять же, писать я начал давно. Свои первые сказки я сочинял, когда мне было 6 или 7 лет. Правда, потом, с возрастом, понял, что художественная проза у меня почему-то не получается. Я к себе очень строго отношусь. Но однажды меня попросили написать статью для журнала. Потом обратились из другого издания, попросили вести авторскую колонку. Так я постепенно втянулся и понял, что на специальные темы у меня получается писать.
– Получается. Могу это подтвердить. Вашу книгу: «Принцип пуповины» читал с большим интересом. Это как научно-популярная литература. Хотелось бы вот ещё о чём у вас спросить: однажды мне довелось беседовать с академиком Александром Николаевичем Коноваловым, нейрохирургом. Он говорил буквально следующее: «Я достаточно хорошо знаю, как функционирует мозг, как устроено человеческое тело, и, к сожалению, для Бога в моём представлении места не остаётся». А ваше мнение по этому вопросу?
– Пожалуй, не соглашусь с академиком Коноваловым, поскольку успел поработать в реаниматологии и разговаривал с людьми, пережившими клиническую смерть. Мой опыт общения с ними говорит как раз о том, что мир иной существует, что есть продолжение жизни после смерти на земле. И есть, несомненно, нечто великое за пределами нашего понимания. При этом я не религиозен, имею своё личное представление о мире. Хотя вовсе не пытаюсь уверять, что оно единственно правильное.
– Какой совет могли бы дать нашим читателям?
– Я могу одно сказать: каждому из нас, чтобы тело не «ржавело», нужна физическая активность. Она не должна быть чрезмерной, чтобы человек, особенно в возрасте, не надорвался от перегрузок. Но она должна быть ежедневной, ощутимой.
Владимир Смирнов, член Союза писателей России