С.А. Жилин, В.П. Грахов, Е.В. Грахова. Строили село Грахово. – Ижевск: издательство ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2018. – 124 с.: ил. –(Строители истории).
С.А. Жилин, В.П. Грахов, Е.В. Грахова. Храмы земли граховской. – Ижевск: издательство ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2018. – 196 с.: ил. –(Строители истории).
Сергей Жилин в Удмуртии имя известное. И дело не только в том, что многие годы он печатает в республиканских газетах и журналах исторические статьи и очерки – почти каждая тема находила отклик и в его поэтических сборниках. Собственно, лирическое краеведение, наверное, и является главным в творчестве автора. Сегодня, когда так велик в обществе интерес к местной истории как части истории общероссийской, книги Сергея Жилина не оставляют читателя равнодушным. Среди двух десятков его книг особое место занимают работы по истории сёл и храмов Удмуртии «В Божьем храме в Кекоране», «Зура – взгляд сквозь столетия», «Старое Грахово» и другие.
Часть из них написана самим Жилиным, другие – в соавторстве. Писатель вообще легко сходится с людьми, особенно когда дело касается общего интереса. С этой точки зрения наиболее плодотворным стало сотрудничество с известным строителем, профессором ИжГТУ им. М.Т. Калашникова В.П. Граховым. Валерий Павлович увлёк историей малой родины и свою дочь, преподавателя вуза, так что и она стала помощницей в работе. Благодаря их трудам старое село Грахово и его обитатели продолжают жить уже на страницах книг. Получилось удивительное сочетание лирики, истории и строительного дела, когда даже сделка с недвижимостью полуторавековой давности или проведение торгов выглядят как признание в любви к этой земле. Да и строительство не ограничено проектами, сметами, материалами – за всем этим рельефно проступают конкретные судьбы людей, чьи потомки и нынче здесь живут.
Казалось бы, изменились очертания улиц, появились другие здания, ушли прежние жители и новые поколения народились – ан, вот они все: строят, влюбляются, венчаются, работают, уходят на войну. И вечная забота у церковного старосты Ефима Осиповича Грахова о завершении строительства каменного храма и его благоукрашении, искусный мастер из соседнего Бемыжского завода Пётр Башкиров вычерчивает, а затем и вырезает иконостасы граховской и мещеряковской церквей; учитель и будущий священник Андрей Боровков готовит учеников к очередным экзаменам в земском училище; неугомонный доктор Николай Селюгин снова и снова отправляется во время эпидемии тифа по окрестным селениям, и вот-вот сам заразится от пациентов; и вместо сгоревшего волостного правления строится новое здание, а рядом разбивается Правленский сад – это всё было и не ушло, ну, хотя бы из нашей общей памяти.
Жилин и Грахов удачно дополняют друг друга. Если самая первая книга «Старое Грахово» (2011) была в большей степени именно краеведческой, вторая «Граховы. Обыкновенная история» (2013) больше генеалогической, то последующие «Строили село Грахово» и «Храмы земли граховской», не утратив доверительной интонации и лирической заинтересованности, снабжены уже полноценным научным аппаратом, ссылками на источники. Информацию же добывать было ох как непросто: село Грахово входило до революции в Елабужский уезд Вятской губернии, который в советское время оказался разделён между Удмуртией и Татарстаном, а посему материалы искать приходилось не только в Ижевске, но и в Казани, и в Кирове, и в Петербурге.
Но и работа стоила того – пожалуй, нет сегодня в республике района, имеющего столь подробную, документально подтверждённую историю. И это уже общая работа всех граховских любителей истории. А история у нашей Удмуртии, несомненно, есть, всюду найдутся и знатоки, собравшие отличные материалы, в том числе архивные, но речь идёт именно о выходе печатной продукции. И что особенно радует, часто наши краеведы не конкурентами чувствуют себя, всячески помогая друг другу: общаются, делятся находками, советуются.
Сергей Жилин и Валерий Грахов в селе Грахове, разумеется, люди свои, но интересы их гораздо шире – они постоянно то в Дебёсах, то в Кулиге, то в Балезино, то в Игре, то в Уве, то в Шаркане. А уж когда авторы работали над книгой по истории храмов Граховского района, побывали не только в существующих сёлах с сохранившимися церквями, но и там, где память о былом хранят лишь старые тополя на месте былой селитьбы.
Может, поэтому читается на одном дыхании история мещеряковской церкви, сгоревшей и снова восстановленной на средства елабужского купца-благотворителя Ф.Г. Чернова, восхищает упорство крестьян починка Кокшана Горского в стремлении стать селом Новогорским, изумляет смелость мужичков из Русских Адамучей, запросто просивших губернатора наказать техника Каппачио, не выполнившего условия договора. И охватывает чувство невероятной несправедливости на месте сёл Козьмодемьянское и Архангельское, оторопь охватывает от нелепости доноса на граховского настоятеля отца Михаила Кудрявцева, потрясает трагическая судьба священника Верхней Игры Афанасия Евстюнина, поражают до слёз проекты переделки храмов под клубы и постепенное их запустение.
Кто-то хмыкнет, мол, это же местная, точечная история! В том-то и дело, что художественное полотно истории огромной России состоит из множества таких точек. Не будет её, и наше общее прошлое окажется неполным. Именно потому, путешествуя по временам и сёлам даже одного лишь Граховского района Удмуртии, поневоле настраиваешься на философско-религиозное осмысление непрекращающейся и зачастую трагической истории отечества, которая неразрывно связана с отчеством – именами предков, творящих её, тех, кого именно здесь (или в какой-то другой церкви со схожей судьбой) крестили, венчали и отпевали. И понимаешь, что эта точка на карте навсегда болевая, потому что душа не может не болеть.
Павел Николаев