Вроде бы в последние два-три года пошёл на убыль интерес к сексуально-криминальной литературе. Но не отступает другая беда – графомания. Заметим, что в словаре Д.Н. Ушакова диагноз графомании категоричен – психическое заболевание. Другие словари дают более мягкое определение – болезненная страсть к сочинительству.
Ещё два века назад, понимая вредоносность графомании, Пушкин воздел на острие своих эпиграмм знатного графомана той поры – графа Хвостова. Баратынский исторг беспощадную строку «Глупцы не чужды вдохновенья». Но в пушкинскую эпоху графомания не носила такого массового характера, как сейчас. Массового и всепроникающего. Возьму примеры лишь из литературного бытия небольшого города, где я живу, – Дмитрова, из книг дмитровских авторов.
У нас за короткий срок появилось около двух десятков книг, выход в свет которых вызывает не гордость, а сожаление. Рекордсменом я бы назвал Михаила Бычкова, издавшего семь книг стихов, прозы и публицистики (видимо, старался не отстать от графа Хвостова, выпустившего семь томов своих писаний). Среди творений Михаила Бычкова есть даже книга «Сонеты» с предисловием филолога-методиста Лидии Леонтьевой. «Сонеты Михаила Бычкова, – пишет она, – оригинальны, в них много ума и чувства». Вот перед нами «сонет», открывающий книгу:
Нет сердца в груди никаких перебоев,
И не терзают пока нас отрозы.
Плачем пока разве что от занозы,
И дружбы нам нет, если без мордобоя.
С первой малограмотной строчки до нелепого нагромождения словес в конце строфы – удручающая демонстрация «ума и чувства», обнаруженная филологом-методистом. И так на протяжении восьмидесяти страниц…
Секреты своей «творческой кухни» Михаил Бычков раскрывает в книге «Слово»: «Часто возникает чувство переполненности энергией, которая волнами плещет изнутри, всё нарастая. В эти мгновения я, будто бы беспричинно, то пою на пределе своих голосовых связок, то жестикулирую всеми мышцами своего тела, сопровождая эту дикую пляску взахлёб какой-то абракадаброй звуков».
Кто же благословил эту «абракадабру звуков»? Фамилия редактора не указана. Издатель – ЦБП И ПЛС ВЛС ВМФ, г. Остров Псковской области.
Другой пример. Дмитрий Милов, не лишённый, вообще-то говоря, литературных задатков, не внял замечаниям товарищей по перу и поторопился издать книгу раскритикованных ими стихов, назвав её «Между двумя». В предисловии к ней сказано: «Его лирика удивляет чувствами, светлыми порывами, неожиданными образами». Образы действительно в каком-то смысле у автора «неожиданные»:
На руках я лежу нагим,
Меня матери держат, сутулясь…
Конечно, возникает вопрос – а сколько матерей у лирического героя? Вызывает недоумение и такой перл:
Люблю, люблю вас обоих
Одинаковым сортом любви.
«Неожиданные» – до противности – образы рождает поэт и в описаниях природы:
Жаворонок любуется
Грудью гнилых осин…
И в этой книге редактор себя не назвал – видимо, постеснялся. А издатель – Московская городская организация Союза писателей России (кстати, в этот союз Дмитрий Милов был недавно принят).
Ну и, так как Бог любит троицу, ещё один пример. Издательский дом «ВЕСТИ», немало делающий для пропаганды творчества молодых, проявил снисходительность, явно неоправданную, опубликовав сборник стихов «Альтернатива». Открывает его предисловие Виктора Байгужакова, который раздаёт всем сёстрам по серьгам.
О Сергее Воронцове, в котором он усмотрел некоторые подобия с Иосифом Бродским, автор предисловия пишет: «Достоинством его стихов является энергетика, которая позволяет вместить в четыре строки четыре разных мысли. Хорошо это или плохо – не берусь судить». С одной стороны – «не берусь судить», с другой стороны – «достоинством является…». Жаль, не конкретизирует. Может быть, он имеет в виду такие строфы:
Потемнели мартовские снеги,
Поосели – и не держит наст.
В злость метель, но не вернуть набеги.
Неба синь, на сколь хватает глаз.
Подобные книги, прикрытые, как фиговыми листками, хвалебными предисловиями, ложной похвалой льстецов, нельзя назвать невинной забавой досужих стихотворцев, одержимых болезненной страстью – графоманией. Они звучат на шумных презентациях, издаются сотнями экземпляров, уродуют вкусы читателей, дезориентируют самих авторов, подрывают уважение к печатному слову.
Производителей некачественных продуктов питания наказывают, штрафуют, лишают лицензий. Назрела необходимость и Федеральному агентству по печати проявить заботу о духовной пище и обуздать издательства, которые в погоне за лёгким рублём тиражируют «абракадабру звуков».
, ветеран Великой Отечественной войны, Дмитров