Достоевски: мисъл и образ. Алманах на Българско общество «Достоевски». Том 1. – София, 2015.
В 1971 г. в германском городе Эмс было основано Международное общество Достоевского, созданное зарубежными достоевистами и представителями русской эмиграции, для которых Достоевский был символом России, а его «Пушкинская речь» – манифестом русской идеи как «идеи всечеловеческой и всемирной». Достоевский объединил «поверх барьеров» – национальных, политических, религиозных – не только читателей, но и исследователей своего творчества. И уже 45 лет симпозиумы Международного общества Достоевского кочуют по свету – от Эмса до Нью Йорка, от Баден-Бадена до Будапешта, от Неаполя до Москвы, от Москвы до Гранады.
За годы своего существования общество расширилось на многие страны мира. Его отделения есть в Австралии и Японии, Испании и Новой Зеландии. Возникают они и в славянских странах, выводя на новый виток духовный диалог России и славянства. Российское общество Достоевского, Польское общество Достоевского, Общество Достоевского в Праге, организаторы которого подчёркивают своё духовное преемство со знаменитым пражским семинарием Альфреда Бёма 1920–1930-х годов. И наконец, самое молодое – Болгарское общество Достоевского, возникшее в 2011 году.
Учредительное собрание Болгарского общества Ф.М. Достоевского состоялось 5 декабря, в день рождения Ф.И. Тютчева, которого Достоевский называл первым русским поэтом-мыслителем и в творчестве которого находил много созвучного своим размышлениям о природе и человеке, о вере и безверии, о России и Западе, о смысле истории и задаче политики. А местом проведения всех заседаний стала Национальная библиотека имени святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянского мира. Это сердце болгарской и – шире – славянской культуры. Уже пять лет библиотека каждый месяц открывает свои двери для отечественных и зарубежных достоевистов: они выступают с докладами, делятся архивными находками, представляют новые книги. Директор библиотеки, профессор Боряна Христова называет работу общества не просто научным, но всеобъемлющим культурным деланием, подчёркивая, что подобные начинания постепенно меняют интеллектуальный и духовный облик Болгарии.
Творческий итог деятельности общества – альманах «Достоевский: мысль и образ», первый том которого вышел в минувшем году. В объёмной содержательной книге собраны новейшие работы о Достоевском, авторы которых – не только филологи, но и философы, историки, культурологи. Междисциплинарный подход расширяет смысловой объём поднимаемых тем и сюжетов. Статьи Эмила Димитрова, нынешнего председателя общества, представляют мир Достоевского сквозь призму не идеологии, неизбежно редуцирующей духовные смыслы, но эйдологии, ставят его основанием веру писателя в то, что человек «не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью». О традиции философско-художественного прочтения образа Ставрогина пишет Нина Димитрова. Итальянский филолог Стефано Алое проводит параллели между поэмой В. Кюхельбекера «Агасфер» и поэмой Ивана Карамазова «Великий инквизитор». А известный болгарский математик, академик Петър Поливанов рассматривает, как преломляются в творчестве писателя, выпускника Главного инженерного училища, постулаты неэвклидовой геометрии Лобачевского – Римана, обретая религиозно-этическое измерение.
Болгарское общество Достоевского объединяет не только учёных-гуманитариев, но и деятелей культуры: актёров, режиссёров, писателей, художников. Творя не только на сцене и на холсте, но и в слове, они становятся полноправными участниками альманаха. Так, теме «Достоевский и театр Болгарии» посвятил свои записки актёр и театральный педагог Петер Петров, один из инициаторов и духовных столпов Болгарского общества Достоевского, в 2012 году ушедший из жизни. Актриса и режиссёр Надежда Сейкова, вспоминая о своих «встречах» с Достоевским на театральной сцене, размышляет о том, что значит прочтение его текстов и осмысление его образов для студентов театральных училищ и вузов: это «школа анализа, школа проникновения в глубину человеческих чувств и страстей». «Подтекст», «второй план», «многослойный внутренний монолог» и сложность и противоречивость характеров персонажей – «целое богатство для будущих актеров».
Альманах «Достоевский: мысль и образ» будет выходить ежегодно, давая широкую панораму болгарской достоевистики в прошлом и современности, включая работы и зарубежных учёных.