После обвала наш фондовый рынок начал частично восстанавливаться. Специалисты спорят. Одни утверждают, что кризис прошёл и «подушка безопасности» нас спасла. Другие склоняются к тому, что эффект от вброса на фондовый рынок госсредств носит лишь краткосрочный характер. Третьи же, как один недавно выступавший по государственному телевидению академик-экономист, утверждают, что простым людям вообще не нужно следить за этими новостями – их это не касается.
Что ж, дошли ли мы до дна или оно ещё впереди – вопрос спорный. А вот что всё это вообще не касается простых людей – явный обман.
Первое. Предприятия, акции которых котируются на бирже, являются и крупными работодателями, причём как напрямую, так и опосредованно – по многозвенной цепочке спроса (выплаченные работникам зарплаты) и предложения (на эти зарплаты покупаются товары и услуги). Со всего этого идут платежи в бюджеты, пенсионные и страховые фонды.
Казалось бы, предприятия не стали работать хуже, не упал спрос на их продукцию; просто снизилась их капитализация – изменились лишь спекулятивные ожидания?
Но большинство этих предприятий финансируется не с фондового рынка, а за счёт кредитов, в основном – зарубежных. При падении рынка акций возникает проблема необеспечения кредитов залогом – кредиторы требуют увеличения залога (эти возможности заложены в договоры). И здесь у предприятий, у их работников, у бюджетов и у социальных фондов, а значит, и у нас – у всех граждан страны – возникают проблемы.
Является ли вышеописанная цепочка естественной и не зависящей от чьей-либо воли? Отнюдь нет.
Кредиты предприятия берут в силу недостатка в ресурсах. Но откуда же тогда ресурсы у банков и у Центробанка? Если бы речь шла о рублях, то понятно – могут напечатать. Но доллары-то наши банки не производят! И если по результатам хозяйственной деятельности предприятия, производящие материальные ценности, испытывают нехватку денег, но их избыток оказывается в руках у Центробанка, то это означает, что у реального сектора экономики необоснованно изымают ресурсы в пользу сектора финансового.
И добро, если бы изъятые деньги использовались на общее благо – транспортную инфраструктуру, науку, образование, здравоохранение и т.п. Тогда понятно: нехватка ресурсов была бы объективной – в силу темпов развития. Но ничего этого нет – деньги просто перемещены в финансово-посреднический сектор.
Более того: наши предприятия кредитуются за рубежом потому, что зарубежная банковская система готова давать нашим предприятиям деньги на условиях лучших, нежели наша собственная! Не абсурд? Своя же банковская система, имеющая избыток средств, предпочитает складировать деньги на Западе…
Ладно, сейчас смилостивились – решили часть «дополнительных доходов» вбросить на фондовый рынок. Но, строго говоря, получается, что нас теперь «спасают» тем, что прежде нагло и бессмысленно у нас же отняли…
Второе. Вспомним освящённую государством (высшие руководители выступали прямо как рекламные агенты) авантюру с «народными IPO». Всё подавалось как возможность для людей обеспечить надёжность своих накоплений, их приумножение. Но почему же после окончания кампании те же руководители, что агитировали за «народные IPO», не сообщают гражданам еженедельно или хотя бы ежемесячно о том, что там с нашим капиталом? Не хотят расстраивать?
Расстраиваться доверчивым гражданам есть от чего: после окончания «народных IPO» (задолго до нынешнего кризиса) рыночная стоимость акций упала. Теперь же, если общее падение на рынке акций было примерно в два раза, то стоимость «народных» акций не превышает трети начальной стоимости. Кто-то за это отвечает? Нет, не за котировку акций, но за освящённый государством обман…
А в чём обман – объясню. Любой финансист знает, что рынок акций – либо для сверхудачливых краткосрочных спекулятивных операций, либо для игры «в долгую». Спустя десятилетия те, кто вложился в акции, может быть, и выиграют. Значит, эта игра – не для пенсионеров и ветеранов, а для молодых и здоровых. Но кто у нас более скептичен ко всему «народному» и к государственной пропаганде? Молодые и здоровые. А кто более доверчив? Именно те, кому участие в «народных IPO» было абсолютно противопоказано. Только если бы наша власть тогда была перед обществом честной и донесла бы до людей, кто на «народные IPO» может рассчитывать, а кому они противопоказаны, вся затея провалилась бы. А это в планы власти не входило…
И третье, касающееся каждого. Не будем забывать и про нашу замечательную пенсионную систему, в частности – про принудительный запуск пенсионных накоплений на фондовый рынок. Доходность пенсионных накоплений для «молчунов» (не выбравших управляющую компанию), которую даёт ВЭБ, – кратно ниже инфляции. И частные компании в прошлом году показали доходность в работе с пенсионными средствами, как правило, ниже инфляции. Чего ожидать в этом году – можете себе представить… То есть не государство и созданная им финансово-промышленная инфраструктура сохраняют и приумножают наши пенсионные накопления, но, напротив, мы – за счёт своего благополучия на старости лет – в принудительном порядке кого-то там спонсируем. Причём «кого-то там» – это не государство и его программы развития и помощи нынешним старикам. Нет, мы принуждены спонсировать финансовых спекулянтов – игроков на рынке, на который наши ресурсы загнали без нашего желания.
Экономическую политику наша власть менять не собирается. И не устаёт об этом заявлять. Но какие-то уроки можно извлечь из случившегося, хотя бы в социальной сфере?
С учётом того, что ныне, в период кризиса, нас все «успокаивают», мол, фондовый рынок – это лотерея, в которой кто-то выигрывает, но кто-то и проигрывает, может быть, наконец стоит пересмотреть подход государства к пенсионному обеспечению граждан и, в частности, отказаться от какого-либо принуждения граждан к игре в фондовую лотерею? Иначе получается, что мы не выводим казино куда подальше, а напротив, в иной форме, но тем не менее заставляем уже всех граждан страны быть его постоянными посетителями.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции