Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2023 г.
Литература Стихи

Большая ноша

07 сентября 2023
Слева направо: Арбен Кардаш, Расул Гамзатов, Багаутдин Аджиев

Говоря словами другого великого кавказца, Фазиля Искандера, Расул Гамзатов был «редкий случай счастливой и гармоничной писательской судьбы на нашей земле», хотя в жизни поэта бывали и сложные времена, хотя и сам нередко в шутку говорил: «Сижу в Президиуме, а счастья нет». Но каждая его шутка удивительным образом скрывала в себе большую долю правды.

Гамзатов, как никто другой, умел «истину царям с улыбкой говорить».

Он умел признавать свои ошибки.

Гамзатова всегда было много, но всегда его не хватало.

То же самое наблюдается и после его смерти.

При всей его заслуженной мировой славе и высоте положения он был доступен всем и открыт для всех. За это любили его Личность и помнят ныне с глубоким уважением.

Его творчество любили и любят всенародно за ту же доступность и ясность, за прозрачность, за лиризм с нотками светлой грусти, за тонкий юмор. Его наследие почти полностью было издано и переиздано при жизни. Но в то же время феномен Гамзатова остаётся ещё тайной. Хочется верить, что грядущие поколения его читателей и ценителей когда-нибудь разгадают эту тайну полностью, так как его огромному наследию предопределено одолевать столетия.

У автора этих строк было много встреч и счастливых минут общения с Поэтом. Был даже опыт сотрудничества как автора и переводчика.

В 1994 году, когда многих его переводчиков уже не было в живых, когда были прерваны былые литературные узы в стране, Расул Гамзатов совершенно неожиданно предложил мне перевести его четверостишия. Я попытался было выразить свою неуверенность в выполнении такой ответственной задачи, но он настоял: «Если ты взялся за перевод стихов классиков Етима Эмина и Сулеймана Стальского, взяться за мои стихи тебе не будет стоить труда». «Боюсь, но попробую», – робко пообещал я. Через несколько месяцев я передал ему свои первые пробы, чтобы он оценил. Ознакомившись с ними, автор остался доволен и пожелал, чтобы я продолжил работу. Таким образом, было переведено более ста четверостиший.

Затем некоторые из этих переводов были напечатаны в газетах «Правда», «Труд», «Дагестанская правда» и включены в третий том последнего прижизненного восьмитомного Собрания сочинений поэта (М.: Советский писатель, 2003), а часть их, к сожалению, поэт не успел опубликовать.

Эту часть четверостиший предлагаю читателям «ЛГ».

                                Расул Гамзатов

Четверостишия


* * *

Вечерний час. А небо с морем рдеют,

Враждующих народов слыша гул.

Обычно люди с возрастом умнеют,

Откуда ж этот глупости разгул?


* * *

Кинжал и пандур*  на стене. Между ними

Часы – не спешат, чтоб я им всё прощал.

Гляжу на кинжал – и пандур стон поднимет,

Касаюсь пандура – сверкает кинжал.


* * *

Я человека видел: лапы волку

Кровавые он бинтовал. Глазам

Не верил я, не находя в том толку,

Но человеком этим был я сам.


* * *

Годами я писал черты твои –

Стихами и узорами любви.

Не смог я превзойти оригинал,

Видать, своё я сердце рисовал.


* * *

Рассвет в Хиджазе. Сон мой прерывает

Чудесный голос, отзовясь в крови.

Подумал я: к молитве призывают.

Но, оказалось, пели о любви.


* * *

Дороже крови стало человеку

Вино – за ним вот очередь стоит.

И каждый день безжалостного века

Людская льётся кровь, а век молчит.


* * *

Обет блюдя, хадж в Мекку совершая,

Я Чёрный камень дивный обходил.

Нет, у Аллаха не просил я рая,

Мою молитву услыхать просил.


* * *

Наш мир берёт начало с колыбели,

Быть с ней в родстве и песне повезло.

Любовь – родник Добра в мирском пределе,

Откуда ж на земле явилось зло?


* * *

В жизни нет дороже ничего –

Как Хайям, хочу свободно жить.

Он не спрашивал ни у кого,

Сколько выпить, сколько петь, любить.


* * *

Носильщик я своих раздумий о стране,

О страсти и любви, о совести и летах.

Всё тяжелей таскать большую ношу мне,

А впереди подъём – извечный путь поэта.


* * *

– А почему завяли вы, цветы?

– Все митингуют – мы им не нужны.

– А женщины ведь вас любить должны?

– Да и они с политикой на ты.


* * *

На твоей же, Пушкин, площади орава

Митингующих тебя теснят жестоко.

Давай в Дагестан уедем, где ум здравый

Не зачах, да и орлы парят высоко.


* * *

Годами говорили нам: родная

Страна в полёте к звёздам непрестанном.

Сейчас её за старый лифт считаю,

Который на ремонте постоянном.


* * *

Двадцатилетним старцем я сам себе кажусь,

Коль той нет рядом женщины, что любимой звать.

Столетним даже старцем я в молодца сгожусь,

Коль будет рядом женщина милая сиять.


* * *

Меня не взяли на войну мужчины:

«Уж слишком юн! Стихи пиши ты ныне!»

Я вырос, рвался в бой... В ответ услышал:

«Ты стар для битв... Рассказывай былины».

________________________________________

* Пандур – музыкальный струнный инструмент.

Обсудить в группе Telegram

Арбен Кардаш

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS