Как и многие москвичи, в мыслях частенько злишься на свою Москву. Пробки, цены, многолюдье… Убежать бы куда подальше! Но стоит уехать ненадолго, как начинаешь скучать. И возвращаясь, видишь: всё же хороша Москва. Несмотря ни на что, до сих пор. Неповторим центр с Кремлём, Красной площадью, набережными, сохранившимися скверами, Воробьёвыми горами… Да, вычурные или не на месте поставленные новоделы меняют, конечно, облик столицы не в лучшую сторону, но иногда задумаешься: а не слишком ли мы придирчивы в своих претензиях? Коль на дворе ХХI век, город должен поспевать за ним.
Наши дети, которые видели и Париж, и Амстердам, и города на Рейне, считают, что Москва им ничем не уступает. А в чём-то и фору даст. Им здесь, в сумасшедшем московском ритме, вполне комфортно. А захотелось на природу – рядом не только лесопарк Лосиный Остров или Коломенское, но и сказочное Подмосковье.
Часть Подмосковья две недели назад официально влилась в Москву. И они теперь уже вместе – Большая Москва.
Столица выросла почти в два с половиной раза. Однако – не удивляйтесь! – ещё не догнала по своей протяжённости украинский Кривой Рог, который с севера на юг растянулся аж на 120 километров. А впереди Кривого Рога в этом смысле идут Большой Сочи и Большой Мехико.
Но надо ли Москве так расти? Большой вопрос.
Иные вещи обсуждаются годами, а верного решения не находят. А тут год назад президент Медведев выдвинул проект «Большая Москва», и вот он уже, горяченький, стартовал. Споры, однако, продолжаются.
Скажем, вывозить ли парламентариев за границы старой столицы или нет? Идея эта кажется сомнительной. Журналистам вряд ли захочется ехать за много вёрст, чтобы встретиться с депутатом. А простому гражданину это подавно выльется в безумные потери времени. Да и нет столиц, где депутаты сидят на выселках. Но кто бы нас спрашивал?! Кстати, и депутаты после некоторой паузы заявили, что переезжать вовсе не хотят.
Между тем процесс-то пошёл. Куда он заведёт? Ведь так хочется, чтобы мы всё-таки смогли полюбить теперь уже большую-пребольшую Москву.
Процесс «врастания»
, председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской городской думы:
– Присоединение новых территорий к Москве потребовало внести изменения в московские законы. Москва, как, впрочем, и Санкт-Петербург, в отличие от всей остальной России имеет особое устройство городской власти: и государственной, и местного самоуправления, и определяют порядок такого устройства эти города сами. Так, в Москве государственная власть осуществляется на уровне округов через префектуры (их сейчас 10), а на уровне районов – через управы (их сейчас 125 по числу районов в городе). Москва также имеет право самостоятельной организации местного самоуправления, и это прописано в Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В столице сложилась своя система взаимодействия государственной власти и местного самоуправления – ему уже на протяжении ряда лет передавались определённые государственные полномочия, на выполнение которых были предусмотрены средства из городского бюджета. В других регионах России местное самоуправление помимо, так скажем, «московских» полномочий имело ряд других, например по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечения малоимущих граждан, проживающих на территории городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде в соответствии с жилищным законодательством, по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда. В этом смысле Московская область не была исключением. Сейчас в присоединившихся районах многое в вопросах организации власти, её полномочий начали корректировать, ещё больше предстоит.
Бюджеты органов местного самоуправления Москвы и других регионов России, а значит, и на новых для Москвы территориях также формировались по-разному. Нельзя не учитывать и того, что 4 марта в Москве прошли выборы депутатов муниципальных собраний, которые будут работать на протяжении последующих пяти лет. Это, в свою очередь, предполагает новый состав муниципалитетов со сроками работы, как правило, на то же время. На новых же территориях депутатский корпус прежний, и выборы там только предстоят. Следовательно, местное самоуправление действует пока в рамках существующего Федерального закона № 131.
Иными словами, налицо определённая коллизия. По-разному организованное местное самоуправление должно действовать в рамках одной территории, а значит, необходимы изменения Устава города и ряда московских законов, в том числе и Закона № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Именно поэтому статья 8 Закона «Вопросы местного значения муниципального образования» увеличена и дополнена тремя новыми разделами:
– вопросы местного значения существующих муниципальных районов – это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в Москве в составе 125 муниципальных образований;
– вопросы местного значения городского округа – это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в двух городских округах, которые образованы на присоединившихся территориях;
– вопросы местного значения поселения – это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в девятнадцати поселениях, которые вошли в состав Москвы.
Таким образом, присоединённые муниципальные образования пока сохранят статус, который существовал до включения в состав столицы, как и структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов. При этом доходы городских округов и поселений будут никак не ниже тех, что были до присоединения. Депутаты муниципальных собраний на новых территориях будут работать весь отведённый срок, до следующих выборов. Это направлено прежде всего на обеспечение социально-экономической стабильности.
Надо осознавать, что процесс «врастания» новых территорий в Москву не столь уж прост, подобного опыта не имеет, пожалуй, ни одна мировая столица уровня Москвы. Тем важнее сейчас действовать чётко, осознанно, без спешки. Ведь исправлять ошибки потом бывает всегда сложнее.
Цена расширения
, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
– Проект «Большая Москва» сразу насторожил.
Во-первых, решение было объявлено неожиданно и быстро исполнено. Никаких консультаций с экспертами, специалистами. Хотя речь – об инвестициях, определяющих развитие на 50 лет. Здесь сходятся экономика, экология, политика, социальная и культурная сферы, многое другое.
Во-вторых, несмотря на декларируемые сверху демократические ценности, судьбоносное решение об изменении границ двух крупнейших регионов было принято в обход граждан. Опыт «цивилизованных стран», на который любят ссылаться руководители, демонстрирует трепетное отношение и к общественному мнению, и к границам регионов, хотя бы из соображений политической стабильности и традиций. Например, в США границы штатов неприкосновенны. А Вашингтон не потребовалось расширять для «исполнения столичных функций».
Когда что-то делается нахрапом, без обсуждения и референдума, возникают сомнения в чистоте помыслов. Не добавляет легитимности решению и то, что со стороны Московской области его принимал Борис Громов, который покидал свой пост и все последние годы вызывал нарекания правоохранительных органов. Вполне мог напоследок согласиться на что угодно.
Содержательные моменты. Первое – цена проекта в период, когда правительство готовится сокращать расходы бюджета на следующие несколько лет, нет денег на пенсии, социальные обязательства, военные расходы, поддержку АПК, на стратегически важные проекты, технологическое развитие. И вдруг новая бюджетная строка, которая потребует средств на десятки лет. Неужели так важно, где сейчас сидеть нашим чиновникам? Именно тогда, когда решается судьба России в мировой геополитике. Не стоит забывать: предстоит чемпионат мира по футболу в 2018 году, не прошла Олимпиада в Сочи и многое другое. Где на всё брать деньги?
Второе. Проект задаёт определённые направления развития страны, то есть будет способствовать ещё большей концентрации людей, ресурсов, бизнеса в Московском регионе. Хотя в том числе и для того, чтобы он мог нормально существовать, требуется противоположное: развивать другие города и территории, создавая там точки роста.
Если переносить столицу, то лучше в отдельный город, как в США, Канаде, Австралии, Бразилии, Казахстане. Расширение мегаполиса, превращение его в супермегаполис да ещё и со столичными функциями противоречит мировым стандартам. В США и Европе заметно движение в сторону небольших городов, городов-спутников. А малоуправляемые, неудобные города-монстры типичны для развивающихся стран – Мехико, Манила, Бангкок.
Третье. Никакой свободной земли в этой зоне нет. Все её крупные куски уже кому-то принадлежат или находятся в залоге у крупнейших банков. Получается, придётся компенсировать и без того не бедным земельным олигархам их потери. Как это делается, хорошо знаем. Цена «компенсации» может оказаться специально завышенной с целью получения откатов. Даже если государство не будет выкупать земли, оно полностью примет на себя кредитные риски по многим проектам.
Например, возьмём Рублёво-Архангельское. Когда-то там должен был быть построен «город миллионеров». Земли купили за счёт кредитов Сбербанка, а затем перезаложили тому же Сбербанку по астрономической цене. После неудачной попытки построить «город миллионеров» продать такое количество земли по столь высокой цене, не разрушив рынок, невозможно. Ведь надо ещё вложить огромные средства под инфраструктуру, дома. Но теперь принято решение построить Международный финансовый центр, хотя никто не понимает, что это такое. И вот владельцы земли, ничего не делая, получили, по сути, миллиарды долларов. Взяли кредит в Сбербанке на покупку земли, затем отдали тому же Сбербанку по огромным ценам в залог. Сам же Сбербанк может не беспокоиться о невозврате. Государство сняло с него головную боль, а точнее – кредитный риск. Такая же ситуация по всем территориям «новой Москвы». Государство станет гарантом банков за огромные массивы земли по суперценам! И особо пикантная деталь – земли до начала покупок по кредитам были государственными. Их долго покупали, перезакладывали и… возвратили тому же государству по самой высокой цене. Бизнес по-русски.
Наконец – последнее. Если крупным владельцам земли выпало большое счастье, то мелким, средним, а также просто владельцам личных участков надо ждать неприятностей. Откаты с них неинтересны – их слишком много и они мелкие, поэтому завышать цены не будут. Зато пышным цветом могут расцвести рейдерство, спекуляция, передел собственности. Можно просто изымать земли под предлогом государственной необходимости.
Об этом подмосковным владельцам участков могут многое рассказать бывшие жители «олимпийских районов» Сочи. Земля также может менять назначение – ведь теперь всё это «земли населённых пунктов». И тут гораздо больше возможностей для использования, чем у полей и лесов. Просто меняй статус земли и тем самым повышай её цену. А строительство инфраструктуры вроде бы для органов госвласти может вылиться в бесплатную инфраструктуру для строящихся частных посёлков, что резко поднимает цену земли. Легко представить ситуацию, когда часть инфраструктуры – транспортной и энергетической – уже построена, а переезд чиновников задерживается: то ли нет денег на строительство офисов, то ли высшее руководство поменяло решение через 2–3 года. А владельцы элитных посёлков в шоколаде. Если хотели устроить спекулятивный Клондайк, затея удалась. Раздолье для аферистов и коррупционеров! Только вот зачем вся эта «движуха» нашей стране в сложный период её истории?