Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Больше, чем каталог

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. – М.: Аякс-пресс, 2010. – 356 с.: ил., 3150 экз.

К открытию юбилейной выставки Третьяковская галерея подготовила, а её новый партнёр – издательство «Аякс-пресс» – выпустил в свет подобающий событию полиграфический памятник. Это, строго говоря, даже не вполне каталог развёрнутой экспозиции – но нечто большее.

Прежде всего самих левитановских работ в этом весьма увесистом увраже примерно процентов на тридцать больше, нежели «картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков», собранных сегодня на Крымском Валу. Репродуцируются вещи уникальные – например, пастель «Забытые (Заброшенное кладбище)», чьё местонахождение ныне неизвестно, «пробивающая» даже в том совершенно крохотном размере, в котором она воспроизводится в альбоме. Или очень своеобразный, «дуохромный» портрет приятельствовавшего с художником артиста и режиссёра Малого театра А.П. Ленского, хранящийся в Латвийском художественном музее.

Каждому из «номеров» придана краткая биография, за скупыми строками которой прозревается порой захватывающая история приключения «национального достояния» в ХХ веке. Вот, скажем, полотно 1886 года «Татарское кладбище. Крым» – приобретённое ГТГ у И. Зильберштейна, а прежде того находившееся в собраниях А. Ляпунова, М. Рябушинского и, наконец, его первой владелицы, Софьи Кувшинниковой (кому оно было подарено самим автором; с учётом восьмилетних близких отношений двух живописцев, «неразборчивая надпись» в правом нижнем углу холста не может не интриговать). Вот картон волжского этюда, на обороте которого сделана следующая надпись: «Этот этюд кроме Сергеича никому не давать. А. Чехов» – могу ошибаться, но, кажется, эта загадочная маргиналия классика ещё не была осмыслена чеховедами.

А вот этюд «Речка» для картины «Осень. Мельница. Плёс», в чьём лаконичном третьяковском «жизнеописании» – «Поступление.

В 1989-м от КГБ СССР» – сокрыты, надо полагать, драматические, чтобы не сказать больше, перипетии.

В выпущенном новоявленными «братьями Аяксами» – галереей и издательством – увесистом томе художник Левитан не только максимально широко представлен, но и глубочайшим образом, с позиций сегодняшнего дня, осмыслен. Блоки репродукций (строго выдержанных, надо особо отметить, в оптимальной «щадящей» цветопередаче, нигде не сбивающейся на слишком хорошо знакомую, ядрёную – вырви глаз! – аляповатость) перемежаются недлинными, но чрезвычайно ёмкими научными сообщениями, касающимися разных сторон жизни и творчества мастера, его посмертной судьбы. Известный специалист по русскому искусству позапрошлого века Михаил Киселёв (зря только обозначенный в двух местах книги как М.Ф., а в одном ошибочно – как М.Н.) в установочной статье под «скучным» названием «Исаак Ильич Левитан. Проблемы творчества» сумел представить героя тома полновесно и при этом живо, ярко, небанально. Куратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковки Любовь Захаренкова, выступила сразу с тремя интереснейшими публикациями, рассматривающими малоисследованную тему взаимоотношений Левитана с «мирискусниками», корпус практически неизвестных работ художника, находящихся в израильском Музее Иерусалима, а также левитановский архив Государственного литературного музея (последний текст написан в соавторстве с хранителем его отдела изобразительных фондов Татьяной Шиповой).

Есть в издании материалы, разбирающие творчество художника в разных техниках (печатная графика – рисунок – пастель), а открывается оно, что чрезвычайно правильно, републикацией очерка-некролога Сергея Дягилева, впервые напечатанного 110 лет назад в журнале «Мир искусства». Среди массы метких наблюдений современника и ценных замечаний вдумчивого интеллектуала там, в частности, сказано: «Левитан сказал, конечно, не всё, так как не было года, чтоб он не являлся совсем неожиданным, новым и по-новому прекрасным, но многое он всё-таки успел сказать. Он успел научить нас тому, что мы не умели ценить…»

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS