Похоже, теперь олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!» должен звучать именно так
чем не сравнить. Рядом с этим величественным зрелищем нечего поставить. Это явление и спортивное, и культурное, и политическое, и коммерческое, за которым следит весь мир.
А теперь несколько слов по поводу увиденного на спортивных аренах Пекина.
Хотя Олимпийская хартия гласит, что на Играх соревнуются между собой не страны и государства, но исключительно атлеты, это, разумеется, не так. Гимны, флаги, общекомандный зачёт – тому неопровержимое подтверждение. Для одних стран Олимпийские игры – способ подтвердить своё экономическое и политическое превосходство. А для большинства – единственный способ не только напомнить всему миру о своём существовании, но и конкурировать на равных с представителями больших государств. И даже превосходить их.
Идя навстречу этим не сугубо спортивным устремлениям, Международный олимпийский комитет в последние годы бесконечно раздувает программу олимпиад, включая в неё всё новые и новые, порой и весьма экзотические виды спорта. Предпринимаются все легальные и даже нелегальные меры, чтобы среди победителей было как можно больше представителей разных стран. При этом зачастую приносится в жертву спортивный принцип – пусть победит сильнейший. Несправедливым судейством на олимпиадах давно уже никого не удивишь. Избирательными допинговыми скандалами тоже. Исключение тут – хозяева олимпиад. Им традиционно позволяется большее, на их интриги в пользу своих закрывают глаза. В Пекине, что и говорить, им позволили даже слишком многое. И сами китайцы потеряли чувство меры в удовлетворении своих спортивно-политических аппетитов.
Но олимпийских боссов это не смущает. Ведь подобная политика увеличивает влияние МОК, авторитет, приносит всё новые и новые прибыли.
В данных обстоятельствах, с учётом нынешнего состояния российского спортивного хозяйства, следует признать выступление нашей команды в Пекине вполне нормальным. Она не могла и не должна была опередить китайцев и американцев. Да и не дали бы нам намного больше медалей. Нынче в спорте судейство позволяет легко это сделать. Конечно, были у наших досадные, а порой и необъяснимые неудачи, но объективно третье место – это реальная сила нашего спорта сегодня.
И причитания по поводу нашего провала и позора в первую неделю Игр эмоционально объяснимы, но либо некомпетентны, либо недобросовестны. Да и, честно говоря, конвейерное штампование наград на китайский манер вряд ли способно вызвать особую радость. Зато можно было оценить и прочувствовать, сколь дорого даётся каждая медаль на Олимпиаде. И как ценны и чего стоят спортивный гений Елены Исимбаевой, упорство наших теннисисток, совершенство Евгении Канаевой, мужество борцов и боксёров… Так что наши переживания были разнообразны, а потому и более глубоки.
Конечно, как всегда, отличились наши чиновники и функционеры. Сначала они фанфаронствовали, грозя всех побить и обогнать. Потом прятались в дни неудач. А когда пошли победы, докладывали о личном вкладе в них, красуясь рядом со спортсменами. Но что тут удивительного? Зато на сей раз нас не особенно мучили телерепортажами из так называемого «Русского дома», где клубились за государственный счёт всё те же тусовщики. Да, и ещё что било в глаза – аляповатая форма, в которую обрядили наших спортсменов. Хорошо ещё, обошлось без лаптей и онучей…