Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 марта 2015 г.
  4. № 10 (6500) (11.03.2015)
Искусство

Больше единицы

11 марта 2015

В.А. Леняшин. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. – СПб.: Золотой век, 2014. – 439 с.: ил. – 1500 экз.

Цитата: «Свет ахматовского серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком, становился всё холоднее, неуютнее, бесплотнее. Время нечеловечески ускорялось, пространство сотрясалось. Звучали нервические голоса об «ангельской святости и звериной низости русского народа». Каж­дая ось, как у Новалиса, казалась мировой: «И кровь людей то славы, то свободы, то гордости багрила алтари». Над иконой заносился топор: «Пришла невеста… И невесте солдатский штык проткнул глаза», – «народ, безумствуя, убил свою свободу». А мерещились невиданная святость, что-то «несказанное, синее, нежное», и даже совершенно невообразимое, дикое: «В белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос» .

Выход в свет крупного научного труда – всегда событие. А если это труд гуманитарный, в котором соединились современные научные концепции, живой литературный язык с виртуозной игрой культурных ассоциаций, с феноменальной эрудированностью автора, – то это событие уникальное. Таким событием в современной гуманитарной мысли стало недавнее появление большой и великолепно иллюстрированной книги академика Академии художеств Владимира Леняшина – одного из самых глубоких и разносторонних историков искусства и арт-критиков нашей страны, да, пожалуй, и всей «европейской ойкумены». Он заведует отделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХI века Русского музея в Петербурге, автор концепций множества выставок, которые проходили в стенах прославленного собрания русского искусства. Возможно, поэтому книга названа и музейно-классификационно, и постмодернистски хлёстко: «Единица хранения». 

Любой шедевр становится в музейных фондах всего лишь инвентарным номером, «единицей хранения». Но за этим – годы изучения этого самого «инвентарного номера», бережных касаний его руками реставраторов и глазами исследователей. Глаз Леняшина остр и внимателен, его взгляд – это взгляд глубокого мыслителя, для которого думать о конкретном произведении значит переворачивать глыбы эпох, тасовать имена, находить ёмкие определения, формулировать парадоксальные выводы. В книге собраны плоды размышлений о русском искусстве ХIХ – ХХ веков, которое было представлено выставками в Русском музее, статьями в монументальных научных каталогах. В ней говорится о разных периодах этой разноречивой и яркой эпохи: о реализме передвижников и русском модерне «мирискусников», о тотальном авангарде с его супрематическими квадратами и живописными формулами и о соцреализме, искусстве «осознанной необходимости». Среди героев этой книги, наполненной голосами художников, поэтов, философов, в которой звучит целый хор идей, метафор, цитат из мировой культуры, – Репин и Суриков, Серов и Врубель, Малевич и Татлин, Филонов и Петров-Водкин. И множество других, в том числе наших современников, объединённых главным – подлинностью их творчества и яркой, напряжённой мыслью исследователя, который, кажется, думает «на глазах» у читателя, сражая его наповал блеском сопоставлений и почти запредельной эрудицией – такой, что впору начинать интеллектуальное состязание: «угадай, откуда цитата в книжке Леняшина». 

Часто великодушный автор щадит читателя, отсылая его сноской к источнику цитирования, иногда заставляет его напрячь память или (что чаще) – залезть в интернет, чтобы узнать, откуда та или иная стихо­творная строка. Но все эти цитаты – не пустая игра в «знатока», это лишь подкрепление поэтической строчкой собственной, всегда интересной и небанальной мысли. Ещё одним свидетелем авторской честности являются иллюстрации, сопоставляя которые с текстом можно судить о верности искусствоведческих умозаключений. В конце книги – целый альбом, который назван «перечнем произведений, упоминаемых в тексте». Их, этих произведений, этих «единиц хранения» – множество десятков. И о каждой из этих картин у автора есть своё выстраданное, аргументированное мнение.

В наше время угасания интереса к большому искусству принято говорить чуть ли не о смерти традиционного творчества, о гибели картины, которая становится просто «единицей хранения» в музейном собрании, а в общественном сознании – и вовсе «меньше единицы». Книга Владимира Леняшина демонстрирует нам актуальность «неактуального искусства», абсолютную современность истинного произведения, в каких бы художественных формах оно ни существовало. И, конечно, это наглядный урок нам всем: КАК нужно писать об изобразительном искусстве, чтобы оно воспринималось в контексте всей мировой культуры, ЧТО ТАКОЕ подлинное знание и – знаточество. Книга «Единица хранения» может стать и учебником по истории русского искусства, и просто увлекательным интеллектуальным чтением для всех любителей визуальных искусств и русской словесности.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS