Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Большие идеи большого города

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

Подведены итоги конкурса на разработку концепции Большой Москвы – лучшими стали французские архитекторы. Однако Генплан новой столицы подготовят на основе работ всех 9 финалистов. Ведь, несмотря на разнообразие проектов, конечные цели и дизайнеров, и чиновников схожи: Москва должна стать «зелёным» мегаполисом со множеством центров и развитым общественным транспортом.

РАСШИРЕНИЕ
ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Международный конкурс на лучший проект Большой столицы шёл на протяжении последних восьми месяцев.
– За эти месяцы команды изучили вопрос – сделали не только фотографии, картинки, подготовили проекты, они сделали всё, чтобы это можно было построить, – подытожил международный эксперт конкурса от Франции Бертран Лемуан. – Мы получили ответы по поводу расширения новой территории, по поводу переноса правительственного центра. Мы получили больше – более чёткое видение того, как в глобальном смысле будет расширяться Москва.
Это при том, что идея расширения до последнего момента воспринималась неоднозначно. Звучали мнения, что это не более чем прихоть чиновников. Хотя сами власти подчёркивали, что это не государственный, а социальный заказ.
– Это не пиар-акция, город задыхается, мы всё это знаем, – сказал на днях президент Путин. – Сейчас пассажиры общественного и личного транспорта в Москве ежедневно тратят на дорогу в среднем 66 минут. Каждый пятый житель столицы – более трёх часов. Почти половина рабочих мест сосредоточена в пределах Третьего транспортного кольца, а проживает здесь только 8% населения. Главный критерий реализации проекта – это комфорт и качество жизни для москвичей.
Повысить это качество жизни и было мегазадачей расширения Москвы. – Самое главное – работа с дорогами и пробками и идея баланса между бизнес-центром и территорией, где живут люди, – говорил эксперт конкурса из Германии Рейнер Нагель. – Второе – это вопрос «зелёного» строительства: природного наследия и современной застройки. Центр с точки зрения работы и жизни разбалансирован. Это всё исходит из-за централизации городских функций. Нужно, чтобы было два или три центра, очень важно уйти от моноцентричного города, которым сейчас является Москва.
К этим идеям в том или ином виде пришли все команды. А лучше всех, по мнению жюри конкурса, задачи воплотили французские архитекторы из бюро Антуана Грюмбаха.
В своём проекте французы превращают Москву в «город в природе». Около 30% площади при любой застройке должно отдаваться под зелень, Москва-река на всём протяжении от Тушина до Курьянова становится «осью экологического развития». Появляется огромный парк в районе станции метро «Университет», федеральный центр в Коммунарке также строится вокруг большого Цент­рального парка.
Основой развитого общественного транспорта столицы становятся скоростные ж/д маршруты. К примеру, по Новой Московской линии от Кремля до Коммунарки можно будет доехать за 20 минут. Также экспрессы свяжут между собой столичные аэропорты.
По подсчётам экспертов, на реализацию французского проекта потребуется 7,5 трлн. рублей. Но архитекторы дают для этого и немалые сроки: воплощение плана займёт около 35 лет.

ПЛАНЫ ДЛЯ ГЕНПЛАНА
Так или иначе столичные власти не собираются «дословно» воплощать проект победителя. Ведь главной задачей конкурса была аккумуляция идей.
– Этот конкурс – одно из важнейших решений, которое могло принять ваше правительство, – говорил представитель американской команды Urban Design Associates Ларри Бисли. – Вы стремитесь к статусу одного из величайших городов мира. Чтобы этого добиться, у вас должны быть самые лучшие идеи по градостроительству, по росту, экологии и окружающей среде. Лучшие социальные идеи и все эти мысли должны сойтись в работе специалистов со всего света.
И столичные чиновники согласны с экспертом. Работа над техзаданием для Генплана Большой Москвы уже началась. И, как сказал заммэра Москвы Марат Хуснуллин, при разработке документа учтут предложения всех участников.
Более того, некоторые идеи концепций уже воплощаются. Например, по созданию нескольких полюсов развития.
– Мы сделали главный вывод – нужно формировать полицентрическое развитие Москвы, – отметил Хуснуллин. – Сейчас полным ходом развивается Сколково, уже запроектированы все инженерные сети. В Коммунарке городские власти приступили к планированию новых дорог и коммунальных сетей. Это нужно для того, чтобы создать там центр деловой активности, оттянув туда часть рабочих мест.
Идеи «зелёного» мегаполиса быстрее всего реализуются на присоединённых территориях. Где, по словам мэра Собянина, «будут созданы 3–4 крупных национальных парка».
В области транспорта чиновников крайне заинтересовало предложение связать аэропорты скоростными экспрессами. Задумку будут воплощать непременно, хотя и не в ближайшие годы.
Обработка и обсуждение итогов конкурса продолжатся почти до конца года. В октябре проекты представят на профильной выставке «Зодчество». А открытая экспозиция работ проходит сейчас в Парке Горького и продлится до конца сентября. Здесь простые москвичи могут посмотреть работы, задать вопросы авторам, оставить свои отзывы. В общем, принять личное участие в создании будущего облика родного города.
– Построить город – многоуровневое, сложное дело, – говорил в ходе выставки Ларри Бисли. – Теперь у вас есть идеи, и надо идти вперёд, опираясь на чёткий план. Как и я, многие люди будут с восторгом наблюдать, как эти идеи начинают изменять городскую среду.

Мария ПАВЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Мария Павлова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS