Много загадок на современном российском телевидении. Всё и не разгадать, но всё же предлагаю попробовать разобраться с одной. Откуда берётся какая-то неизъяснимая, даже нечеловеческая и дикая тяга к изображению силами видеоиндустрии всевозможных форм предательства и предателей?
Не много ли чести для всякой дряни? Говорить о них часами, сутками, неделями. Проект ТВ Центра «И ты, Брут? Всемирная история предательств» растянут аж на шестнадцать недель. Начну с второстепенных замечаний. Ещё до премьеры зрителей предупредили, что зрелище их ждёт незабываемое. В какой-то степени не обманули, но обещанный эффект был достигнут «слишком разными средствами». Главную роль в сериале исполнил Игорь Петренко, который был «и рассказчиком, и сторонним наблюдателем, и участником событий». Охотно допускаю, что талантливый актёр хорошо справился бы со всеми перечисленными образами, но… В дело вмешались «высшие силы». Не знаю, так же был ли свободен в своих исканиях режиссёр, уж слишком серьёзный достался ему продюсер. Это автор «пока несмертного» «Турецкого гамбита», а его неслабую роль в творческом процессе нам также обещали до показа фильма: «…виртуальные эффекты от Джаника Файзиева». По крайней мере «клиповым характером» отличалась подача не только видеоряда, но и текста. Одним словом, полный винегрет и перескакивание с пятого на двадцатое. Даже «самые громкие предательства в истории человечества» нам были представлены не поодиночке, а объединены в «тройки», словно на хоккейной площадке или в зале для заседания печально известных «особых совещаний». На этом фоне странная манера поведения ведущего в кадре выглядит полнейшим пустяком, а, возможно, и вполне «гармонирует» с замыслами создателей. Петренко постоянно куда-то бежит, словно опаздывает на последний самолёт, чудом заправленный остатками дефицитного керосина. И это ещё не всё. Например, для «воссоздания атмосферы смертельной опасности при штурме крепостей» рассказчик карабкается наверх по приставной лестнице. А на него (о ужас!) падают куски штукатурки. Как прикажете назвать все эти и подобные им «приёмчики»? Дешёвкой? Впрочем, тут авторы вправе возмутиться. Они явно не продешевили. В одной из серий главный герой, увлёкшись повествованием во время очередной беготни по улицам, налетает на дорожный указатель. Спросите, при чём тут стоимость проекта? При всём. Неужели вы думаете, что съёмка данного эпизода велась на улице российского города? Плохо же вы о них думаете! А вот они, естественно, считают, что эту беготню можно снимать только во Франции и добились своего. В результате получается, что о крайних проявлениях низости – о предательстве – нам рассказывают в игривой манере, подпрыгивая на одной ножке, одним словом, «прикольно». Вроде и не о подлости речь идёт, а о невинных шалостях и забавных исторических анекдотах.
Если сами авторы не понимают, о чём они говорят, то нет никакого смысла подробно останавливаться на содержании их опуса. Ограничусь краткими замечаниями. Досталось-таки Иосифу Виссарионовичу от творцов сериала. Предал ли Иосиф своего сына Якова? Этот трагический эпизод был притянут к идее фильма за уши. Сталин, возможно, совершил и не одно предательство, но в данном случае невиновен. Не сделали чести авторам ни «сцена у замочной скважины двери в спальню Наполеона и Жозефины», ни дальнейшее обсуждение проблем бесплодия и путей её решения начиная с ХVIII века. Конечно, приятно согласиться с выводом: «Человек, предающий свою любовь, предаёт самого себя», но он не вызывал особых споров и раньше, поэтому надо ли было дополнительно «фильм снимать»? Да ещё к тому же «далеко не блестящий».
Рассказы о Жанне д’Арк и Сенеке были, пожалуй, исполнены лучше других, но тогда возникает законный вопрос: «А зачем всё остальное?» О таких людях и надо рассказывать, а не о разных подлецах, которые их предавали. На мой взгляд, саму идею «концентрации внимания» на предательстве удачной никак не назовёшь.
Впрочем, всему этому можно найти объяснение. Неслучайно вновь и вновь повторяются попытки объявить предательство чуть ли не «сложным и многогранным явлением», даже оправдать одиозные фигуры «генерал-полицаев», служивших фашистам: Власова, Краснова и Шкуро. Наше общество сейчас переживает острую фазу «синдрома совершённого предательства». Это было бы не особенно страшно, если бы происходило в форме «массовых мук совести и публичных покаяний», но, увы, подобного не наблюдается. Ведь как бы ни ругать «разрушителей страны», которые под флагом «реформ» шустренько провели раздел СССР с соответствующим разворовыванием различных видов национального достояния, но большинство россиян («бывших советских» людей) позволило «лидерам процесса» совершить всё это. Это и есть соучастие в предательстве родины. И речь идёт не только о семи десятилетиях советской эпохи. Тем, кому свойственны восторженный взгляд на действительность и ликование по поводу «возврата величия России», можно посоветовать почаще вглядываться в политическую карту мира. Где сейчас проходят границы нашей страны? А где проходили раньше, надеюсь, забыли не все. Очень, знаете ли, отрезвляют подобные немудрящие сравнения. Поэтому не лучше ли назвать вещи своими именами, например, предательство и подлость – предательством и подлостью? И начать следует не из глубин прошлого, а с самых недавних событий и дня сегодняшнего. Так сказать, «без ссылок» на Брута, Петена и Курбского.