Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Большие кучи предателей

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Много загадок на современном российском телевидении. Всё и не разгадать, но всё же предлагаю попробовать разобраться с одной. Откуда берётся какая-то неизъяснимая, даже нечеловеческая и дикая тяга к изображению силами видеоиндустрии всевозможных форм предательства и предателей?

Не много ли чести для всякой дряни? Говорить о них часами, сутками, неделями. Проект ТВ Центра «И ты, Брут? Всемирная история предательств» растянут аж на шестнадцать недель. Начну с второстепенных замечаний. Ещё до премьеры зрителей предупредили, что зрелище их ждёт незабываемое. В какой-то степени не обманули, но обещанный эффект был достигнут «слишком разными средствами». Главную роль в сериале исполнил Игорь Петренко, который был «и рассказчиком, и сторонним наблюдателем, и участником событий». Охотно допускаю, что талантливый актёр хорошо справился бы со всеми перечисленными образами, но… В дело вмешались «высшие силы». Не знаю, так же был ли свободен в своих исканиях режиссёр, уж слишком серьёзный достался ему продюсер. Это автор «пока несмертного» «Турецкого гамбита», а его неслабую роль в творческом процессе нам также обещали до показа фильма: «…виртуальные эффекты от Джаника Файзиева». По крайней мере «клиповым характером» отличалась подача не только видеоряда, но и текста. Одним словом, полный винегрет и перескакивание с пятого на двадцатое. Даже «самые громкие предательства в истории человечества» нам были представлены не поодиночке, а объединены в «тройки», словно на хоккейной площадке или в зале для заседания печально известных «особых совещаний». На этом фоне странная манера поведения ведущего в кадре выглядит полнейшим пустяком, а, возможно, и вполне «гармонирует» с замыслами создателей. Петренко постоянно куда-то бежит, словно опаздывает на последний самолёт, чудом заправленный остатками дефицитного керосина. И это ещё не всё. Например, для «воссоздания атмосферы смертельной опасности при штурме крепостей» рассказчик карабкается наверх по приставной лестнице. А на него (о ужас!) падают куски штукатурки. Как прикажете назвать все эти и подобные им «приёмчики»? Дешёвкой? Впрочем, тут авторы вправе возмутиться. Они явно не продешевили. В одной из серий главный герой, увлёкшись повествованием во время очередной беготни по улицам, налетает на дорожный указатель. Спросите, при чём тут стоимость проекта? При всём. Неужели вы думаете, что съёмка данного эпизода велась на улице российского города? Плохо же вы о них думаете! А вот они, естественно, считают, что эту беготню можно снимать только во Франции и добились своего. В результате получается, что о крайних проявлениях низости – о предательстве – нам рассказывают в игривой манере, подпрыгивая на одной ножке, одним словом, «прикольно». Вроде и не о подлости речь идёт, а о невинных шалостях и забавных исторических анекдотах.

Если сами авторы не понимают, о чём они говорят, то нет никакого смысла подробно останавливаться на содержании их опуса. Ограничусь краткими замечаниями. Досталось-таки Иосифу Виссарионовичу от творцов сериала. Предал ли Иосиф своего сына Якова? Этот трагический эпизод был притянут к идее фильма за уши. Сталин, возможно, совершил и не одно предательство, но в данном случае невиновен. Не сделали чести авторам ни «сцена у замочной скважины двери в спальню Наполеона и Жозефины», ни дальнейшее обсуждение проблем бесплодия и путей её решения начиная с ХVIII века. Конечно, приятно согласиться с выводом: «Человек, предающий свою любовь, предаёт самого себя», но он не вызывал особых споров и раньше, поэтому надо ли было дополнительно «фильм снимать»? Да ещё к тому же «далеко не блестящий».

Рассказы о Жанне д’Арк и Сенеке были, пожалуй, исполнены лучше других, но тогда возникает законный вопрос: «А зачем всё остальное?» О таких людях и надо рассказывать, а не о разных подлецах, которые их предавали. На мой взгляд, саму идею «концентрации внимания» на предательстве удачной никак не назовёшь.

Впрочем, всему этому можно найти объяснение. Неслучайно вновь и вновь повторяются попытки объявить предательство чуть ли не «сложным и многогранным явлением», даже оправдать одиозные фигуры «генерал-полицаев», служивших фашистам: Власова, Краснова и Шкуро. Наше общество сейчас переживает острую фазу «синдрома совершённого предательства». Это было бы не особенно страшно, если бы происходило в форме «массовых мук совести и публичных покаяний», но, увы, подобного не наблюдается. Ведь как бы ни ругать «разрушителей страны», которые под флагом «реформ» шустренько провели раздел СССР с соответствующим разворовыванием различных видов национального достояния, но большинство россиян («бывших советских» людей) позволило «лидерам процесса» совершить всё это. Это и есть соучастие в предательстве родины. И речь идёт не только о семи десятилетиях советской эпохи. Тем, кому свойственны восторженный взгляд на действительность и ликование по поводу «возврата величия России», можно посоветовать почаще вглядываться в политическую карту мира. Где сейчас проходят границы нашей страны? А где проходили раньше, надеюсь, забыли не все. Очень, знаете ли, отрезвляют подобные немудрящие сравнения. Поэтому не лучше ли назвать вещи своими именами, например, предательство и подлость – предательством и подлостью? И начать следует не из глубин прошлого, а с самых недавних событий и дня сегодняшнего. Так сказать, «без ссылок» на Брута, Петена и Курбского.

Андрей БРИЛЬ

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бриль

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS