Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Большие манёвры на пересечённой местности

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Лучших декораций к «Псковитянке» и представить себе невозможно;  Дамир ЮСУПОВ (Большой театр)Большой театр исполнил оперу Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в самых что ни на есть естественных для неё декорациях – в древних стенах Псковского кремля. Постановка была приурочена к 500-летию вхождения Пскова в Московское государство и прошла в рамках празднования Дня города.

Природа помогала чем могла – белые ночи северо-запада России создавали необходимый световой эффект (спектакль начинался в 22.30); юркие ласточки кружили под музыку над головами трёх тысяч зрителей, нарастающая луна являлась ровно в центре сценической композиции, но затем «отстранялась» в ветви могучего дуба у боярских палат, тихо вглядываясь оттуда в странное сплетение веков – конца XVI и начала XXI. Грубо вторгшись в либретто, написанное на сюжет одноимённой исторической драмы Льва Мея, два аэроплана бесшумно прошли небо над вечевой площадью, запруженной народом: псковичи и  гости города объединились вокруг драматичной судьбы дочери Ивана Грозного Ольги, гражданки Пскова, вольность которого царь уничтожает во имя укрепления централизованного государства.

Первую оперу Римского-Корсакова не отнесёшь к числу наиболее востребованных оперной сценой, однако в судьбу её вписано немало выдающихся страниц и великих имён. Партия Грозного была одной из любимейших у Фёдора Шаляпина. Декорации к ней в разные годы писали Константин Коровин и Виктор Васнецов, Александр Головин, Фёдор Федоровский. Два прочтения «Псковитянки» с интервалом в 45 лет стали первой и последней работами Евгения Светланова в Большом театре.

Но о столь масштабном свершении, какое оказалось по плечу нынешнему ГАБТу с помощью продюсера Давида Смелянского, мастера прошлого, безусловно, и мечтать не могли. «Опера-летопись», помещённая в естественную «среду обитания», немало выиграла, музыкальная сторона, с её преимущественно речитативно-декламационными формами, предстала отменной (справедливости ради нужно отметить, что у всех исполнителей имелись микрофоны), а оркестр под руководством Александра Поляничко играл слаженно. По признанию устроителей, основная их забота была направлена именно на качество звука в открытом пространстве. И оно оказалось высоким. Однако публика всё же пришла не на радиопостановку... Да, архитектура Кремля послужила прекрасным сценографическим решением, а несколько декорационных построек, вписанных в музейный ландшафт, смотрелись так, словно они там стоят с XVI века. Белея штукатуркой, доминантой возвышался над «сценическим пространством» отреставрированный собор. На его фоне выезжала конница государя, Иванов конь вставал на дыбы, вспыхивал пиротехнический пожар, опричники и московские стрельцы создавали массовые сцены вперемешку с псковскими боярами и сенными девушками, царь, буквально по мотивам картины Репина, держал на коленях (вместо царевича) убиенную княжну… Но зрители начиная с третьего ряда партера всего этого великолепия, созданного режиссёром-постановщиком Юрием Лаптевым со товарищи, просто-напросто не видели: «сцена», скатившись с пригорка в углубление, по отношению к зрителю расположилась аккурат так, как в обычном музыкальном театре оркестровая яма. Лишь сидящим на первом ряду почётным гостям и самим устроителям удалось оценить постановку в полной мере – им, конечно, понравилось. А был бы устроен восходящий амфитеатр, дорогое (во всех отношениях) зрелище не пропало бы даром. Положения не спасала и большая плазменная панель, передававшая картинку в зал: люди активно уходили в разгар спектакля не столько разочарованными, сколько раздражёнными – почему-то не захотелось псковичам смотреть «Псковитянку» по телевизору. А билеты на представление, надо сказать, добывались с великим трудом…

А.А., ПСКОВ–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS