Новый концертный сезон Российский национальный оркестр по сложившейся традиции откроет Большим фестивалем, который в этом году пройдёт уже в восьмой раз. В афише – шесть концертов на двух площадках Московской филармонии: в Концертном зале им. П.И. Чайковского и в «Филармонии-2». По мнению профессиональных критиков и слушателей, Большой фестиваль РНО сегодня является одним самых ожидаемых музыкальных событий, неизменно сохраняющим высокий художественный уровень и задающим тон всему филармоническому сезону.
В преддверии открытия фестиваля мы задали несколько вопросов директору РНО, продюсеру Большого фестиваля Олегу Полтевскому
– Осень для меломанов по традиции начинается с Большого фестиваля РНО, это стало уже доброй традицией и хорошей привычкой. Нас приучили к тому, что Большой фестиваль – это всегда изысканные программы, высочайший уровень исполнительского мастерства, блистательные солисты и приглашённые дирижёры мирового уровня. Чем будете удивлять искушённую публику?
– Будут и интересные программы с раритетами и премьерами, и солисты мирового уровня. Штефан Генц, Анжела Мид, Морган Пирс, Антонино Сирагуза – всё это чрезвычайно востребованные музыканты, настоящие звезды. Впервые концерты фестиваля пройдут не только в привычном для поклонников коллектива Концертном зале Чайковского, но и на сцене «Филармонии-2» в Олимпийской деревне – да ещё какие концерты! Два вечера подряд – 8 и 9 сентября – за роялем будет Михаил Плетнёв. В качестве дирижёра он предстанет за время фестиваля тоже дважды – представит публике грандиозную ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира» и «Иоланту» – последнюю оперу Чайковского. Ну и конечно, не меньшего внимания достоин сам оркестр – один из лучших в мире.
– Если посмотреть на программы прошедших фестивалей, то не может не броситься в глаза, что одно имя появляется в них с завидной постоянностью. Известнейшему итальянскому дирижёру Альберто Дзедда впору уже присвоить звание «Почётный резидент Большого фестиваля РНО». Как сложилось столь тесное сотрудничество со знаменитым «россиниевским гуру»?
– Оно началось в 2010 году, когда нас пригласили участвовать в концертном исполнении оперы Россини «Итальянка в Алжире» в Москве. Этот первый опыт сотрудничества с Дзеддой нас тогда так впечатлил, что мы решили его непременно продолжить. Альберто Дзедда – живая легенда, его авторитет в том, что касается творчества Россини, непререкаем. Его имя – это гарантия качества, и это всегда интересный ансамбль солистов. Россиниевский фестиваль в Пезаро, основанный Дзеддой, существует уже больше 35 лет. Туда на мастер-классы и для участия в постановках съезжается огромное количество певцов со всего мира, и маэстро может выбирать лучших из лучших.
Однако не все российские меломаны имеют возможность отправиться в Пезаро. К тому же маэстро Дзедда уже не так молод, так что надо не упускать возможности услышать шедевры Россини в его интерпретациях. 14 сентября в афише Восьмого Большого фестиваля РНО раритет – опера «Эрмиона», которая, насколько мы знаем, в России раньше не исполнялась. Приходите на концерт – уверен, вы не пожалеете.
– Большой фестиваль РНО задумывался как проект мультижанровый, объединяющий в своих концертах самые разные стили и направления, и от этой своей идеи вроде бы отступать не собирается. Те, кто пристально следит за фестивалем РНО, уже видел в его программах цыганский фольклор, балет, джаз, современный танец, конкурсы молодых композиторов, художественное слово… На этот раз в афише Восьмого фестиваля – интригующее название «Классическая музыка в 3D»...
– Это проект, в котором мы пытаемся синтезировать классическую музыку с 3D-визуализацией. Те, кто придёт в Концертный зал Чайковского 23 сентября, не только услышат прекрасную музыку, но и увидят её. В зале будет установлен большой экран, слушателям раздадут 3D-очки. Каждое из произведений, вошедших в программу этого концерта, – а это сочинения Дебюсси, Холста и Гордона Гетти, – получило собственную визуальную концепцию, свой индивидуальный образ. Здесь вас, кстати, также ждут премьеры: сочинение Гетти «Гретхен Фаусту» будет исполнено в России впервые, а его же «Мефистофель Фаусту» – это и вовсе мировая премьера.
– Прошедший сезон был ознаменован славной датой – 25-летием РНО. Какими свершениями встретили юбилей?
– Как и всегда, многочисленными гастролями и концертами на лучших сценических площадках мира. Большой азиатский тур, тур по Америке, включавший в себя 16 концертов в городах Калифорнии, Канзаса, Небраски, Миссури, Пенсильвании, Делавэра и Флориды и завершившийся в прославленном нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл, участие в знаменитом Эдинбургском фестивале, триумфальные концерты в Швейцарии, Германии и Франции… Наш диск с записью Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича, выпущенный в сотрудничестве с Пааво Ярви, был признан лучшим симфоническим альбомом года и номинирован на одну из самых престижных премий в музыкальном мире – «Грэмми».
– Юбилейный сезон коллектива был отмечен получением долгожданного президентского гранта. Справедливость восторжествовала?
– Не вполне… Раньше гранты подразделялись на правительственные и президентские, и в соответствии с этим отличались размерами. А теперь правительственный грант упразднён, и все гранты получили статус президентских, но тем не менее размеры их для разных грантополучателей по-прежнему различны. В результате получается, что наши музыканты – профессора и заслуженные педагоги – получают меньше, чем их ученики, работающие в других оркестрах. Но в Министерстве культуры нам пообещали, что в 2017 году ситуация будет исправлена. И мы очень надеемся на это, потому что в РНО работают самые высококлассные музыканты страны (доказательством чему служат неизменный успех у слушателей и восторженные рецензии музыкальных критиков всего мира, «Грэмми» и прочие многочисленные авторитетные музыкальные награды). И они вправе рассчитывать на то, что их труд и мастерство будут оценены по достоинству.
– РНО много гастролирует и представляет Россию на самых престижных площадках, в самых важных международных проектах. По-прежнему ли красота спасает мир?
– РНО возник в 1990-м, ещё при СССР. За почти 26 лет существования коллектива мир менялся уже не раз – и подчас весьма радикально. Но, к счастью, музыка вечна. Конечно, мы ощущаем, что отношение к России сейчас сильно изменилось, стало более предвзятым. Однако великие культурные традиции России – это тот золотой запас, тот неиссякаемый ресурс, который по-прежнему питает интерес и внушает уважение всему миру. И мы своими выступлениями не даём забыть об этом.
Беседовала Полина ХАРИТОНОВА
VIII Большой фестиваль Российского национального оркестра пройдёт с 8 по 26 сентября 2016 года. Подробнее о программе можно узнать на странице Большого фестиваля РНО в Facebook или http://grandrnofest.org/