В конце уходящего года издательство АСТ-ПРЕСС выпустило в свет «Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века». Результат, как пишется во всех анонсах, многолетней работы крупнейших специалистов в области русской фонетики – сотрудников Института русского языка. Цены на него колеблются в диапазоне от 700 до 1008 рублей.
Мне посчастливилось купить этот ценный труд всего за 694 рубля 32 копейки. Сразу же решила проверить в нём слово «эсэмэска». Каково же было моё удивление, когда оказалось, что статья буквы «Э» кончается словом «экстернат»! А как же «этика», «этажерка», «эхо» и – не побоюсь этого слова – «эякуляция»? Дальнейшие исследования показали, что в словаре отсутствуют и многие другие понятия. Например, все те, которые должны были бы располагаться между словами «интеллектуализм» и «искро…» (в том числе «Интернет» и все его производные), а также вообще все слова, которые начинаются на букву «й» (может быть, их не так уж и много, но всё равно жалко).
Первым делом я обратилась за разъяснениями к авторам, в Институт русского языка. Ответ пришёл немедленно: авторы очень расстроены промахом издательства, сожалеют о компрометации своего детища и о суммах, потраченных на покупку бракованных экземпляров. Извинения издательства и его обещания допечатать словарь в исправленном виде их слабо утешают.
Слово «ДОпечатать» меня насторожило: ведь на самом деле речь должна идти об изъятии бракованных экземпляров из продажи и полной ПЕРЕпечатке всего тиража (не такого уж, кстати, и большого – 3000 экземпляров). Стала звонить в издательство, чтобы выяснить, как я могу заменить свой экземпляр словаря на исправленную версию. В пятницу, выслушав мою жалобу, мне предложили позвонить во вторник, во вторник – в среду, причём дали дополнительный совет обратиться по месту покупки словаря, что, по-моему, либо является издевательством, либо свидетельствует о полной некомпетентности.
Все мы знаем, что людям свойственно ошибаться, помним про того, кому предлагается бросить первый камень, и т.п. Однако ошибки положено исправлять. Вот, например, в начале октября Toyota отозвала почти семь с половиной миллионов своих автомашин из-за некоторых неисправностей электрических стеклоподъёмников. И это нормальная реакция производителя. Почему же издательство АСТ-ПРЕСС не только не отзывает из продажи свои бракованные изделия, но и продолжает их рекламировать?
О выходе «Большого орфоэпического словаря» рассказали в теле- и радиопередачах, написали в газетах и в Интернете. СМИ дружно сообщили миллионам слушателей, зрителей и читателей, какой замечательный издан словарь. Неужели не следует столь же дружно предупредить их о том, что из печати вышел брак?
переводчик