Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Большой стиль красивой жизни

01 января 2007

МУЗЕЙНЫЙ ФОНД

Фото автораВ Государственном историческом музее впервые организована выставка, в одном пространстве объединяющая два независимых вида декоративно-прикладного искусства – фарфор и стекло. Прошло достаточно много лет со времени предыдущих монографических выставок (фарфор – в 1986-м, стекло – в 1998-м), и снова залы музея украшены уникальными предметами.

Всего в фондах ГИМ хранится порядка 14 тысяч изделий, а для выставки «Золотой век русского фарфора и стекла. 1790–1830» отобрано около 400 экспонатов из фарфора и 200 из стекла, созданных в стилях классицизм и ампир на русских императорских и частных предприятиях. Именно в тот период наблюдался активный подъём производства и собирательства подобного рода предметов в аристократических кругах России.

Фарфоровые вазы-колоссы, некогда возвышавшиеся в огромных дворцах Петербурга, и сейчас восхищают мастерством исполнения. Одна из них, высотой в полтора метра, живописно разворачивает перед зрителем многофигурную баталию при деревне Лесная в 1709 г., а на противоположной её стороне – портрет Петра I работы художника Императорского фарфорового завода В. Мещерякова. В 1813–1815 гг. в русском обществе преобладали вкусы, связанные с событиями недавней войны. В частности, патриотический фарфор и стекло воспевали подвиг героев памятными портретами и надписями на сервизах. К ним относятся коллекция бокалов с медальонами «Ликуй, Москва, в Париже росс!» и датой взятия Парижа союзными войсками 19 марта 1814 года, фарфоровый сервиз с карикатурами на армию Наполеона, выполненными на заводе Гарднера в Вербилках по образцам художников И.И. Теребенёва и А.Г. Венецианова. Триумф русского ампира представлен в монументальных изделиях 1800–1830-х из хрусталя в фигурных оправах золочёной бронзы, изготовленных знаменитой «стекольной империей» Мальцовых. Завод Бахметьевых, что в Пензенской губернии, кроме прочего, стремился к виртуозной изящности, которую мы видим, например, в двух редчайших стаканах мастера А.П. Вершинина. Артефакты конца XVIII в. поражают поистине ювелирным мастерством: в тончайшее двустенное стекло помещены пейзаж с деревенским домиком и орнаментальная композиция, собранные из раскрашенных акварелью соломки, мха и бумаги. Гжель с её «крестьянскими» фабриками была ориентирована на примитивные и всё же очаровательные бытовые предметы, которые так странно сочетаются с дворцовой пышностью в этрусском или готическом стиле и мелкой пластикой молочного бисквита на соседних стендах.

Эти шедевры прикладного искусства не только радуют глаз, вдохновляют на коллекционирование или просто информируют. На самых маленьких из представленных здесь экспонатов – хрустальных рюмках с незабудками – написаны слова, можно сказать, и девиза самой выставки, и напутствия потомкам: «Не разбей, чтоб помнить»…

Арина АБРОСИМОВА

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS