В Государственном историческом музее впервые организована выставка, в одном пространстве объединяющая два независимых вида декоративно-прикладного искусства – фарфор и стекло. Прошло достаточно много лет со времени предыдущих монографических выставок (фарфор – в 1986-м, стекло – в 1998-м), и снова залы музея украшены уникальными предметами.
Всего в фондах ГИМ хранится порядка 14 тысяч изделий, а для выставки «Золотой век русского фарфора и стекла. 1790–1830» отобрано около 400 экспонатов из фарфора и 200 из стекла, созданных в стилях классицизм и ампир на русских императорских и частных предприятиях. Именно в тот период наблюдался активный подъём производства и собирательства подобного рода предметов в аристократических кругах России.
Фарфоровые вазы-колоссы, некогда возвышавшиеся в огромных дворцах Петербурга, и сейчас восхищают мастерством исполнения. Одна из них, высотой в полтора метра, живописно разворачивает перед зрителем многофигурную баталию при деревне Лесная в 1709 г., а на противоположной её стороне – портрет Петра I работы художника Императорского фарфорового завода В. Мещерякова. В 1813–1815 гг. в русском обществе преобладали вкусы, связанные с событиями недавней войны. В частности, патриотический фарфор и стекло воспевали подвиг героев памятными портретами и надписями на сервизах. К ним относятся коллекция бокалов с медальонами «Ликуй, Москва, в Париже росс!» и датой взятия Парижа союзными войсками 19 марта 1814 года, фарфоровый сервиз с карикатурами на армию Наполеона, выполненными на заводе Гарднера в Вербилках по образцам художников И.И. Теребенёва и А.Г. Венецианова. Триумф русского ампира представлен в монументальных изделиях 1800–1830-х из хрусталя в фигурных оправах золочёной бронзы, изготовленных знаменитой «стекольной империей» Мальцовых. Завод Бахметьевых, что в Пензенской губернии, кроме прочего, стремился к виртуозной изящности, которую мы видим, например, в двух редчайших стаканах мастера А.П. Вершинина. Артефакты конца XVIII в. поражают поистине ювелирным мастерством: в тончайшее двустенное стекло помещены пейзаж с деревенским домиком и орнаментальная композиция, собранные из раскрашенных акварелью соломки, мха и бумаги. Гжель с её «крестьянскими» фабриками была ориентирована на примитивные и всё же очаровательные бытовые предметы, которые так странно сочетаются с дворцовой пышностью в этрусском или готическом стиле и мелкой пластикой молочного бисквита на соседних стендах.
Эти шедевры прикладного искусства не только радуют глаз, вдохновляют на коллекционирование или просто информируют. На самых маленьких из представленных здесь экспонатов – хрустальных рюмках с незабудками – написаны слова, можно сказать, и девиза самой выставки, и напутствия потомкам: «Не разбей, чтоб помнить»…