Среди многочисленных театральных фестивалей, проводящихся сегодня в России, есть по-своему уникальный – фестиваль имени Николая Хрисанфовича Рыбакова, выдающегося русского артиста, современника Мочалова и Щепкина, выступавшего и на сценах Малого и Александринского театров, но славу себе составившего в провинции, а последний свой спектакль сыгравшего в Тамбове – в здешнюю труппу Рыбаков вступил незадолго до своей кончины. Здесь же, в этом старинном городе, исполнитель, которого ещё и при жизни обессмертил Островский в одной из знаменитых реплик своего «Леса», и погребён…
Вот уже четвёртый год в мае в Тамбове проводится фестиваль провинциальных российских театров – единственный в стране фестиваль актёров, потому что оцениваются жюри и публикой не спектакли, не режиссёры, а именно артисты: премии «Актёр России», «Актриса России», «Признание», «За честь и достоинство» и другие предназначены исключительно мастерам сцены, съезжающимся сюда из далёких и близких городов.
Администрация Тамбовской области при поддержке Малого театра России (по традиции его спектаклем открывается фестиваль) придаёт этому фестивалю очень серьёзное значение – в нынешнем году председателем жюри стал заместитель главы администрации Тамбовской области Сергей Чеботарёв и, несмотря на чрезмерную занятость, не пропустил ни одного спектакля, ни одного заседания жюри, был доброжелателен, но принципиален.
Премиями предыдущих фестивалей были отмечены такие широко известные, замечательные мастера, как Наталья Терентьева (Ярославль), Надежда Ефременко (Калуга), Анатолий Гладнев (Воронеж), Георгий Демуров (Нижний Новгород), Борис Заволокин (Тула) и Борис Александров (Ульяновск). В этом году к ним прибавились Наталья Королёва (Иркутск) и Анатолий Фирстов (Нижний Новгород).
Как и на любом фестивале, спектакли были «хорошими и разными», но не было среди них ни одного, где не привлекала бы внимания, не задевала бы та или иная актёрская работа – очевидное свидетельство того, что таланты в нашей стране пока ещё не истаяли и не иссякли. Конечно, идеально совпадение, когда и драматургический материал, и режиссура, и сценография, и актёрское мастерство существуют в таком неразрывном единстве, что спектакль захватывает в свою власть и не отпускает ещё долгое время после окончания. Такой спектакль на фестивале был, пожалуй, один – «Последний срок» Валентина Распутина в постановке Геннадия Шапошникова (Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова). Здесь сошлось абсолютно всё: почти на расстоянии вытянутой руки от зрителей (зрительские ряды установлены прямо на сцене) жили, страдали, пили и плакали герои распутинской повести, а на кровати лежала умирающая старуха Анна (Н. Королёва), которую держало на этом свете лишь ожидание младшей дочери, Танчоры, так и не приехавшей попрощаться с матерью. Актриса проживала свою роль так подлинно, достоверно, глубинно, что ни на миг не возникало ощущение фальши. Её удивительное самопогружение в те мгновения, когда действие переключалось на других, не давало оторвать взгляда от лица Натальи Королёвой, словно осознавшей скоротечность жизни и не понимающей только одного: куда же она девается?
Геннадий Шапошников поставил пронзительный спектакль о самом, наверное, главном – таинстве смерти, непостижимом, жестоком и таком обыденном. И почти все артисты, занятые в «Последнем сроке», существовали естественно и очень сильно. Потому и оказалось так, что жюри отметило практически все актёрские работы разными премиями.
Интересным был и чеховский «Дядя Ваня», поставленный Валерием Саркисовым в Нижегородском академическом театре драмы им. М. Горького. Премией был отмечен не только Анатолий Фирстов, сыгравший Войницкого, но и другие артисты, хотя в целом спектакль, на мой взгляд, напоминал лоскутное одеяло, где какие-то кусочки были подобраны со вкусом и любовью, а какие-то – пришиты наспех и необдуманно.
То же можно сказать и о «Короле Лире» Шекспира Владимирского драматического театра (постановка Линаса Зайкаускаса). Традиционная литовская режиссура, соединённая с традиционным русским психологическим театром, дала любопытные, но чересчур экзотические плоды. Хотя нельзя было не отметить работы Николая Горозхова (Лир), Богдана Тартаковского (Эдгар), Михаила Асафова (Глостер) и совсем молодых Анны Лузгиной (Регана) и Владимира Кузнецова (Эдмунд), получивших специальный приз «Надежда Союза», учреждённый Тамбовским отделением Союза театральных деятелей для молодых артистов.
И в довольно слабых по режиссуре спектаклях «Нахлебник» И.С. Тургенева (Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького) и «Марья» А. Кудрявцева (Тамбовский государственный драматический театр) были интересные актёрские работы. И «Пиковая дама» А.С. Пушкина, привезённая Казанским русским БДТ им. В.И. Качалова, явно заинтересовала публику яркой, гротесковой игрой Светланы Романовой (Графиня), несмотря на то что этот спектакль Александра Славутского идёт уже много лет и я, например, предпочла бы увидеть что-то из более новых его работ…
Театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова в Тамбове – явление крупное и нужное. Он даёт возможность установить на театральной карте России ещё одну точку, которую, судя по количеству зрителей и по их невымышленному интересу к фестивалю, можно смело называть театральным городом.
, ТАМБОВ–МОСКВА