Ревность к успехам?
Второй Всероссийский музыкальный фестиваль «Во имя жизни», в рамках которого был организован и прошел Первый международный конкурс хоровых дирижеров имени А. В. Свешникова, начался, как и всегда было на Руси перед началом большого дела, с молебна. Богослужение состоялось в сочинском соборе Архистратига Михаила, возглавил его владыка Сочинский и Туапсинский Герман. Но, к сожалению, завершавший праздничные мероприятия масштабный – с участием более 200 артистов и тысячи зрителей – гала-концерт на сцене Зимнего театра г. Сочи, где выступал прославленный Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, едва не был сорван «предупреждениями» за час до него о готовившемся теракте. Слава богу, все обошлось, правда, гнусная акция наверняка прибавила седых волос директору, генеральному продюсеру и генеральному директору культурного Фонда отечественного искусства «Классика XXI» Алексею Пугачеву – инициатору, организатору этого истинного праздника академического искусства, хотя Алексей готов ко всякого рода провокациям и «сюрпризам».
Как в 22 года вообще могла прийти идея создания такого проекта? Многие думают, что за этим стоят богатые спонсоры и меценаты, депутаты, чиновники и т. д. Но, увы, нет – парня с хутора Бураковского поддерживает во всех ситуациях его простая, но сильная духом и обладающая невероятным стержнем семья.
Молодой человек – студент факультета хорового и симфонического дирижирования ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», однако его нынешние проекты поражают масштабом, серьезным подходом и пониманием тех проблем именно в российской культуре, которые сегодня стоят перед обществом и подрастающим поколением.
Он делает благое дело для тех, кому не всё равно, в каком состоянии наша культура, в частности, академическая, как дальше пойдет развитие того же хорового искусства, и, казалось бы, поддержка должна быть со всех сторон. Понятно, когда свои музыкальные форумы проводят Юрий Башмет и Денис Мацуев, им не просто горит зеленый свет с сияющими красными бархатными дорожками – региональные министры и прочие чиновники вытягиваются перед музыкантами чуть ли не по стойке смирно, забрасывая их пышными букетами и осыпая горячими поцелуями. Все логично, пусть кто-нибудь посмеет сказать им «нет». Притом определенная нагрузка ложится на бюджет края. Пугачеву же приходится буквально пробивать железобетонные стены даже не от неверия в его силы и потенциал – он уже доказал, что ему большое по плечу, – скорее здесь срабатывает другое чувство, скажем так, ревность к успехам молодых. А иначе чем можно объяснить, к примеру, факт, когда в столице Кубани не могли найти площадку для александровцев. Казалось бы, для коллектива, подведомственного военной структуре, все двери должны быть распахнуты, да не тут-то было. Конечно, вопрос был решен, опять же какими усилиями! Совсем не хотелось начинать статью о красивом празднике, состоявшемся в Сочи и Краснодаре во второй половине ноября и собравшем полные залы, с не очень радостных размышлений. Но когда «помощь» выливается в этакую тонкую, иезуитскую систему, наверняка руки опускаются и пропадает всякое желание что-то делать. И все-таки фестиваль прозвенел ярко и звонко.
Ныне просветительской деятельностью в области классического искусства занимается в стране пара человек. Пугачев же, возможно, рушит сию монополию и благостную картину отчетов о «заботе о молодежи», так как все его проекты жизнеспособны и несут конкретную пользу, в том числе и родному краю.
Лауреат из Белоруссии
Первый международный конкурс дирижеров имени А. В. Свешникова прошел замечательно. Выдающийся общественный деятель, дирижер, хормейстер, педагог, гениальный маэстро в течение 30 лет был ректором Московской консерватории. Его имя с гордостью носят основанное им Московское хоровое училище мальчиков, детская хоровая школа в его родном городе Коломна и Государственный академический русский хор, которым Александр Васильевич руководил более 40 лет.
Одним словом, Свешников – великое имя для русской культуры, и я приведу только высказывание газеты «Берлинер Цайтунг»: «Кто ищет волнующее музыкальное зеркало русской вокальной души, тот находит его в Государственном академическом хоре СССР».
Всего на участие в конкурсе было подано более 500 заявок, в результате отбора 36 человек смогли побороться за желанную победу, а это значит, продемонстрировать умение работать с хоровой партитурой и, соответственно, с самим хором. В распоряжение дирижеров-конкурсантов были предоставлены прославленные хоровые коллективы – Государственная академическая симфоническая капелла России, Филармоническая капелла «Ярославия», академический хор Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Таланты из разных стран мира «взвешивало» именитое жюри – из Италии, Франции, Китая, Армении, Казахстана, Белоруссии и России во главе с профессором Московской консерватории, воспитанником самого Свешникова Станиславом Калининым.
Алексей Пугачев является учеником Станислава Семеновича, и юноше, конечно, повезло получать профессию из рук такого мастера. Впрочем, наверное, повезло и самому профессору, ведь не каждый год появляются такие незаурядные ученики, как уроженец Кубани. Калинин это всегда подчеркивает, а среди хоровых деятелей России он один из лучших педагогов.
Формат мастерской ставил соискателей в непростые условия, когда участники, взаимодействуя с мэтрами, показывали судьям все свои умения и знания и без «дубля» обязаны были войти в «кадр», причем при прямой трансляции.
Во второй части второго тура исполнялась хоровая партитура на рояле. И в финале лишь избранным (учащимся колледжей и студентам-выпускникам музыкальных вузов) посчастливилось поработать с хоровой капеллой Валерия Полянского.
Лауреаты разделили между собой призовой фонд в два миллиона рублей и специальные призы – выступление в качестве дирижера с ведущими коллективами России и Белоруссии. Первое место на конкурсе присуждено Марии Козыревой из Минска. Жюри отметило ее музыкальность, чувство гармонии, умением работать с людьми… Марию сразу пригласил к себе на сезон-2024/2025 художественный руководитель и главный дирижер филармонической хоровой капеллы «Ярославия» Владимир Контарев. Такое же предложение-приз получила китаянка Ли Ицзе: она выступит с Государственным камерным хором Республики Беларусь.
«Здесь мало нот, но много музыки»
Капелла Владимира Контарева «Ярославия» – коллектив высочайшего класса, в прямом смысле слова национальное достояние. Очередным доказательством этого стала прозвучавшая со сцены Зимнего театра кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». В завораживающей музыке есть что-то мистическое, включая довольно-таки жесткие, суровые ритмы. А созвездие солистов, таких как пианисты заслуженный артист РФ Александр Гиндин и доцент Московской консерватории Элеонора Карпухова, контратенор – приглашенный солист Мариинского театра Иван Бородулин, сопрано – солистка камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра России Лада Меркульева и баритон – солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Антон Зараев, придало старинному манускрипту особое звучание.
Безусловно, отчасти сенсацией стал концерт на сцене Зимнего театра Хиблы Герзмавы и Олега Аккуратова под названием «Где-то далеко, в памяти моей…». Судьба слепого музыканта-пианиста, обладателя приятного голоса, многим известна. Она и неординарна, и грустна, но его дуэт с несравненной Хиблой – огромная удача. Ими были исполнены песни 40–70-х годов прошлого века. Герзмава еще раз подтвердила высочайший звездный статус, преподнеся советскую, порой затертую песенную классику в своей интерпретации, найдя золотую середину между академическим вокалом и эстрадой. Сделала она это исключительно нежно и доверительно, с прекрасной вокальной культурой. Песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли» прозвучала так проникновенно, что зал встал во время исполнения. Хибла впервые с 2013 года выступила на Кубани, звезду удалось убедить приехать с концертом в регион.
Кстати, не менее изящное открытие фестиваля было и в зале органной и камерной музыки имени А. Ф. Дебольской, которое вели известные радиоведущие Александр Романов и очаровательная Самира Латып, где опять же блистали Филармоническая хоровая капелла «Ярославия», хор студентов Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, пианисты – заслуженная артистка России Екатерина Мечетина и победитель Международного конкурса имени П. И. Чайковского Сергей Давыдченко, титульная органистка римско-католического кафедрального собора Марина Омельченко, певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра, заслуженная артистка России Агунда Кулаева. Эффектным финалом открытия стала кантата «Курские песни» Г. В. Свиридова для двух роялей, органа, хора, меццо-сопрано и ударных. Дмитрий Шостакович свиридовскую вещь оценил так: «Здесь мало нот, но много музыки».
Александровская песня
И, несомненно, ярким событием явились концерты – один в Сочи и три на сцене Краснодарского краевого музыкального театра – дважды краснознаменного ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова (художественный руководитель – заслуженный артист России, полковник Геннадий Саченюк). Динамичная, интересная вокально-хореографическая программа вызвала восторг публики двух городов. Так получилось, что Алексей Пугачев привез ансамбль на Кубань, где он не был в таком составе более 30 лет. Конечно же, выход народного артиста России Вадима Ананьева с фирменной «Калинкой» надолго запомнится зрителям. Его лирический тенор, несмотря на годы, не утрачивает красоты, гибкости и певучести. Вместе с прославленным коллективом на одной сцене выступили и учащиеся Межшкольного эстетического центра и Детской школы искусств имени Г. Ф. Пономаренко города Краснодара. Наверное, такие овации в Музыкальном театре звучат не каждый день.
Фестиваль, несомненно, стал знаковым явлением, и здесь сложно не признать его высочайшую планку и великолепную эстетическую составляющую, когда мы видели за пультом таких мастеров, как Валерий Полянский, Владимир Контарев, Станислав Калинин, за роялем – Александра Гиндина, Екатерину Мечетину, Сергея Давыдченко, отличных вокалистов Большого и Мариинского театров. И когда Хибла Герзмава и легендарный ансамбль имени Александрова поют так, что у публики наворачивались слезы, – разве не это настоящая сила искусства, которое нас объединяет и, надеюсь, делает чуть человечнее?
Первый всероссийский музыкальный фестиваль 2022 года был посвящен творчеству народной артистки СССР Александры Пахмутовой, нынешний – Году семьи и ратной доблести России. В связи с этим в Краснодаре состоялось еще одно событие: на заключительном концерте фестиваля «Во имя жизни» победителем конкурса музыкальных династий была признана семья Симатовых.
Всероссийский творческий акселератор классического искусства позволил молодым музыкантам получить высокопрофессиональные мастер-классы и лекции от экспертов. Проект был поддержан Президентским фондом культурных инициатив, понимающих важность проведения подобного рода событий.
Надеемся, первый конкурс хоровых дирижеров имени А. В. Свешникова – не последний, так как он на самом деле выявляет будущее нашего хорового искусства, его таланты.
Совсем скоро гала-концерт Первого международного покажет телеканал ВГТРК («Россия-Культура»), и вся страна сможет увидеть конкурс, которому – с точки зрения организации, состава жюри, программных требований – нет в мире аналогов, это отметили все иностранные эксперты и музыкальные критики.
А знаменитый Никольский завод хрусталя специально для состязательного форума изготовил 14 хрустальных стел с гравировкой Свешникова, которые теперь разлетелись по всему миру. И была показана уникальная выставка, подготовленная архивом Московской консерватории, а также состоялась презентация книги об Александре Васильевиче – переработанного, дополненного по инициативе Алексея Пугачева и его фонда издания 1998 года, выпущенного издательством «Музыка». Составителем сборника статей и воспоминаний выступил Станислав Калинин. Материалы интересно скомпонованы и дают возможность не только познакомиться с эпохальной личностью, но и узнать о тонкостях творчества хорового дирижера и музыкального искусства, причем подобную задачу ставил перед собой и сам фестиваль в целом.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля