Апокалиптического подобия катастрофа, потрясшая Японию, вынудила весь мир задуматься о смыслах и последствиях случившегося. Их выявилось великое множество самого разного плана – от бытийных, возвращающих к извечным вопросам пребывания человека на земле, до сугубо бытовых, профессиональных, меркантильных.
Одни, потрясённые жуткой картиной, когда гигантская волна без всяких усилий смывает с поверхности земли, словно пену и мусор, целые города, задумывались о будущем человеческой цивилизации, все технологические чудеса которой в одно мгновение приходят в негодность. Другие в это время деловито подсчитывали, какой ущерб понесёт японская экономика, как катастрофа скажется на ценах, в какую валюту теперь выгоднее всего вкладываться.
Одни отдавали должное японскому умению вести себя в чудовищных обстоятельствах, сохранять лицо и терпение, умению столетиями жить на земле, постоянно уходящей из-под ног, и любить эту предательски сотрясающуюся землю. Другие вспоминали о том, что японское правительство давно уже предупреждали, что системы безопасности на их атомных станциях устарели, а правительство клялось в ответ, что всё в порядке, все возможные меры приняты, беспокоиться не о чем.
Одни утверждали, что радиация, исходящая от разрушенной атомной станции Фукусима-1, теперь накроет и наш Дальний Восток, и Калифорнию, и призывали наконец отказаться от использования ядерной энергии, ибо атомная энергетика не даёт абсолютной гарантии безопасности, другие в это время лихорадочно готовили бомбовые и ракетные удары по Ливии, чьи нефтяные запасы нельзя упускать из рук.
В общем, люди как люди. Чудовищный природный катаклизм ничуть не переменил их.
Пока кто-то размышлял о перспективах нынешней цивилизации, чьи отношения с моралью, способностью к самоограничению ведут к непредсказуемым последствиям, кто-то другой радовался полученным преимуществам в конкурентной борьбе за прибыли. А тем, кому прибыли никак не светят, осталось в качестве утешения и в порядке самообмана покупать йод.
Разве что наши либерального толка мыслители в очередной раз проявили себя. Их вдруг осенило. «Надо отдать Японии Курильские острова. Прямо сейчас – взять и передать в дар. Бесплатно и без всяких условий. Не потому, что японцы имеют на них право, а мы типа поддались на давление или хотим себе выторговать какие-то выгоды таким путём. Нет, надо передать острова без всякого подтекста – просто в знак сочувствия. Чтоб хоть немножко их утешить». В общем, как выразился ещё один «демократический» деятель, «стыдно за нашу возню вокруг этих Курил-шмурил».
При этом сами японцы даже в самые тяжёлые моменты и не подумали о каком-либо изменении своей позиции по Курилам. Наоборот, жёстко подчеркнули: «Трагическая ситуация, в которой оказалась Япония из-за разрушительного землетрясения и цунами, не повлияет на решение территориального спора. Это совсем другая тема».
Странно всё-таки устроены наши либералы и прогрессисты. Почему-то все их симпатии и предпочтения направлены не для своей страны, а за её пределы.
Ещё одна цитата. «Если Россия сейчас отдаст Японии острова, она возглавит прорыв из старой эпохи в новую. Это будет первый предпринятый на государственном уровне шаг отсюда туда». Совершенно большевистский подход, когда Россией и миллионами русских готовы были пожертвовать, как вязанкой хвороста, для разжигания пожара мировой революции. И при этом аплодисменты западным бомбёжкам под кодовым названием «Рассвет Одиссея», за которыми прикрытые гуманистическими словесами вполне меркантильные интересы. Катастрофа в Японии оказалась бомбящим даже на руку – отвлекла внимание.