В этой школе всегда и всё делается на совесть, основательно. Такая здесь традиция. Если, предположим, прочат выпускнику, что он будет поэтом, то Евгений Евтушенко им благополучно и становится. Если здесь обучают детей углублённому знанию английского языка, то вполне закономерно, что именно выпускник школы № 1414 Сергей Лавров нынче успешно возглавляет Министерство иностранных дел России. В прошлом году руководство ВВЦ (бывшей ВДНХ) объявило конкурс народных идей на предмет того, как должна развиваться главная выставка страны в ближайшие полвека. Пришли тысячи и тысячи различных предложений от россиян всех возрастов. Но победителем, а заодно и обладателем призового ноутбука стал одиннадцатилетний Никита Липунов – ученик всё той же школы. Когда пару лет назад бессменный директор в продолжение нескольких десятилетий Фаина Крупенина решила построить новое здание взамен обветшалого, то на сегодняшний день мы имеем лучшее архитектурное сооружение для детского обучения во всей столице. Не верите – придите на пересечение улиц Трифоновской и Советской армии – сами в том убедитесь.
Так что далеко не случайно именно на этом перекрёстке семнадцать лет назад возникла удивительная школа в школе под интригующим названием «Боттега». Её основатель Александр Александрович Лебедев вместе с супругой Натальей Михайловной заявили о себе тем, что готовили из детишек, отвергнутых городскими детскими художественными школами по причине полной «профнепригодности», вполне сносных, а временами и очень толковых художников. Такое новаторство педагогов не осталось незамеченным руководством столичного образовании. В 1999 году Лебедеву было присвоено звание лучшего учителя Москвы как раз в номинации «Блеск столичного образования». Однако через несколько лет Александра Александровича не стало. Наталья Лебедева уже одна вполне достойно продолжила начатое с мужем дело. Впрочем, не совсем и одна. Именно после смерти супруга ей пришли на помощь, поддержали словом и делом два известных художника – Дмитрий Козлов и Никас Сафронов. Первый – ректор Международного Славянского института – когда-то учил масляной живописи Александра Лебедева. Художники крепко дружили. А второй…
Когда готовилась первая после смерти Лебедева выставка учеников «Боттеги» в «Доме Нащокина», устроители пригласили на неё Никаса Сафронова. Долго ждали ответа. Наконец решили, что зря побеспокоили такого суперпопулярного художника. Однако всем пришлось устыдиться, когда пришло вот такое письмо: «Простите меня, ради Всевышнего, за то, что только сейчас отвечаю на Ваше обращение. Чувствую себя скверно, ужасно, поскольку всегда полагал заботу о детях не просто своей обязанностью, но и даже первейшим долгом. Увы, в последнее время я практически в Москве отсутствовал. Только прилечу из Ульяновска, а уже надо вылетать в Гонконг, оттуда в Лондон, а из него – в Курск. Теперь вот опять в Саратов предстоит отправляться. Просто вконец замотался и… вот так всё на свете пропустил. А теперь каюсь…
Скажите, пожалуйста, могу ли я Вам помочь чем-нибудь прямо сейчас? Если да, то ТОЛЬКО скажите ЧЕМ! С уважением, всегда Ваш Никас Сафронов».
И с тех пор вот уже пятый год, как этот художник заботливо и душевно опекает учащихся художественной школы «Боттега». Надо видеть, как счастливы бывают детишки, когда посещают студию знаменитого маэстро, что расположена на последнем этаже высотного дома в Брюсовском переулке. Разумеется, и Никас бывает в школе № 1414. Фотография, которую вы здесь видите, как раз там и сделана. Кроме того, на каждой итоговой ежегодной выставке лучшим художникам из «Боттеги» вручаются специальные призы от Сафронова. Как правило, это его роскошные альбомы, календари, буклеты, личные копии собственных картин. Есть в данной ситуации момент куда как значимее и дороже любых материальных ценностей.
Много ли вы вспомните примеров по нынешним супермеркантильным временам, чтобы мировая знаменитость возилась с ребятишками совершенно, как говаривала мультяшная сова, безвозмездно? А ведь кроме «Боттеги» художник щедрой христианской рукой ещё поддерживает (читай: субсидирует на свои кровные постоянно или спорадически) общеобразовательную школу № 65 с углублённым изучением культурологии в городе Ульяновске, гуманитарно-экономический лицей и изостудию при нём в городе Димитровграде.
Среди других его благотворительных акций – финансовая поддержка фондов «Губернский» всё в том же Ульяновске, «Горбачёв-Фонда», Всемирного фонда дикой природы России и фонда «Взгляд ребёнка». Что же касается благотворительных выставок и аукционов с участием Сафронова, таких как «Дети – детям», «Будущие женщины», «Операция Надежда», то их число приближается к двум десяткам.
Впрочем, для учителя из «Боттеги» Натальи Лебедевой художник ценен вовсе не своей всегдашней готовностью к благотворительности. Все организационные и творческие проблемы обучения детишек, слава богу, успешно решаются нашим директором Фаиной Крупениной и завучем Ларисой Щербаковой.
– Никас для меня, тем более для наших учеников, – говорит Лебедева, – это эталон, труднодостижимый образец, олицетворение такого понятия, как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руках кисточку, держишь ориентир в творчестве, большое оно или малое. Вот Никас и есть наша школа. Мы все себя под ним, под его разнообразным творчеством и «чистим».
Тут очень важен и другой момент. Мне, как и родителям, которые приводят детей в «Боттегу», изначально понятно, что вряд ли их чада станут в будущем профессиональными художниками. Большинство, повзрослев, выберут себе другие профессии. И можно не сомневаться, что достигнут там определённых успехов. Хотя бы потому, что за их плечами – очень хорошая творческая школа, где образцом необыкновенного трудолюбия является Никас Сафронов. А всякая школа, не только та, где постигаются общеобразовательные предметы, – это принуждение к труду. Однако мы, подняв в последние два десятилетия на щит всеобщую свободу всех от всех, сами того не заметив, «освободили» своих детей и от необходимости принуждать себя к труду, упорно осваивать законы выбранного ими дела. И в этом смысле «Боттега» не просто даёт ребёнку азы художественного мастерства, хотя в первую очередь именно их и даёт. Наша школа прививает в почти семейной атмосфере мальчишке или девчонке творческий тонус, привычку держать свой внутренний созидательный личностный аппарат в нужном активном состоянии.
Недавно Никита Липунов сказал мне, что хочет написать картину о сотворении мира и по этому поводу испросил даже благословения у батюшки. Можно не сомневаться, что этот мальчик, как и все до единого его соученики по «Боттеге», вряд ли восхитится скороспелками из какой-нибудь «фабрики звёзд», потому как свою собственную картину они могут писать месяцами. Без такого навыка к труду, наработанного годами, личность никогда не состоится. А уж каким делом по жизни далее займутся наши боттеговцы – вопрос всё-таки второй. Важно, что все они будут тружениками. Плюс – обученными некоторому художническому видению мира, чувством красоты.
– Учащиеся «Боттеги» ежегодно выставляют свои картины на итоговой выставке. Будет ли такая выставка в этом году, и в каких ещё вернисажах принимали участие боттеговцы?
– Обязательно будет. Мы всегда тщательно готовимся к каждой выставке, к нынешней – особенно. Никас Сафронов обещал выставить вместе с боттеговцами несколько своих картин. Надо ли говорить, что это обстоятельство очень ко многому нас обязывает?.. С другой стороны, не каждая традиционная детская художественная школа, особенно в нынешних непростых экономических условиях, может похвастаться ежегодным вернисажем на признанных столичных площадках – таких как клуб «Дворянская усадьба XIX века», «Дом Нащокина». В этом, как и в прошлом году, мы проведём своё мероприятие в выставочном зале «Галереи – L» Северо-Восточного административного округа.
Кроме того, боттеговцы показывали свои работы в Третьяковской галерее, в Малом Манеже, в Выставочном центре Б.М. Неменского, в Художественном музее Токио, в «Экспоцентре», в выставочном центре Арабских Эмиратов, в музее «Наследие», в Выставочном зале администрации президента РФ.
И это при том, что мы с моей помощницей Анной Звоновой никогда не ставим перед собой заведомой цели участия в выставках. Просто находятся добрые люди, где-то от кого-то слышавшие о нашей «Боттеге», и они приглашают нас на выставки. А показать у нас, слава богу, есть что. В прошлом году мы выставили свыше 150 картин. В этом их наберётся более двухсот.