Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2025 г.
  4. № 17 (6981) (30.04.2025)
Культура

Брат-2

До 100-летия Алексей Ткачёв не дожил несколько месяцев

29 апреля 2025
А.П. Ткачёв (1925–2025)

Российская академия художеств

3 апреля скончался народный художник СССР, академик Российской академии художеств Алексей Петрович Ткачёв (1925–2025). 11 сентября 2025 года ему бы исполнилось 100 лет.

Он родился в селе Чучуновка Брянской области. Его ранние годы, прошедшие в атмосфере простой русской деревни, определили многие мотивы его будущего творчества. Первые шаги в живописи он сделал в Доме пионеров города Бежицы под чутким руководством педагогов Владимира Ивановича Влазнева и Александра Ивановича Масленко. Уже в юном возрасте проявился его талант, отмеченный успехом на конкурсе детского изобразительного творчества «Наша Родина», который стал путёвкой в Московскую среднюю художественную школу.

Однако мирное течение жизни резко прервала Великая Отечественная война. В 1941 году Алексей Петрович был эвакуирован в Свердловск, где, несмотря на свой юный возраст, работал разметчиком танковых моторов на Уралмаше. Годы войны стали тяжёлым испытанием, оставившим неизгладимый след в его душе. Лишения, трудолюбие и военная действительность стали важными составляющими его мировоззрения и, несомненно, отразились на его художественном стиле, придав ему особенную глубину и философскую проникновенность.

После окончания войны, в 1945 году, он поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, стажировался в мастерской Георгия Георгиевича Ряжского, одного из ведущих художников своего времени, что свидетельствует о высоком уровне его профессионального мастерства. В 1951 году успешно завершил обучение, получив диплом одного из самых престижных художественных вузов страны.

С середины 1950-х годов началось плодотворное сотрудничество Алексея Петровича с его братом Сергеем Петровичем Ткачёвым (1922–2022). Их творческий союз стал поистине уникальным явлением в отечественном искусстве. Братья Ткачёвы, работая в едином стиле и одновременно внося индивидуальные ноты в свои полотна, создали целый ряд шедевров, которые сегодня составляют гордость многих музеев России. Их картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, что свидетельствует о высокой оценке их творчества со стороны ведущих экспертов в области изобразительного искусства. В Брянске, на родине художников, в 1995 году открылся Музей братьев Ткачёвых, которому они подарили более 200 произведений.

Среди наиболее известных работ – полотна, проникнутые глубоким чувством любви к родной земле и русскому народу: «Между боями», «За землю, за волю», «Пора сенокосная», «Мать», «Прачки», «Ветреный день», «В трудные годы». Эти картины не только демонстрируют виртуозное владение техникой живописи, но и передают глубокое понимание человеческой природы, тонкое чувство настроения и неповторимую атмосферу русской деревни, её быта и традиций. В своих полотнах братья Ткачёвы отражали трудовые будни сельских жителей, передавали красоту и неповторимость русской природы, сочетая реалистичный подход с лирическим настроением.

Детвора, 1959 год

С той же степенью ответственности и требовательности к себе А.П. Ткачёв относился к своему индивидуальному творчеству. Тысячи мастерских пейзажных и портретных этюдов, запечатлевших мгновения жизни природы и человека, составляют интереснейшую и ценнейшую часть творчества живописца. Именно в этюдах наиболее ярко раскрываются индивидуальные черты творческой манеры художника. Работы мастера, необыкновенно лиричные, написанные с большим настроением и огромной любовью к родному краю, посвящены Брянской земле. Многие десятилетия А.П. Ткачёв являлся бессменным руководителем Творческой мастерской живописи академии, в которой проходили стажировку молодые художники.

Алексей Ткачёв, следуя традициям великих русских живописцев – Валентина Серова, Константина Коровина, Константина Юона, Игоря Грабаря, Сергея Герасимова, внёс значительный вклад в развитие отечественной живописи. Его творчество – это яркий пример преемственности поколений, это продолжение славных традиций русского реализма, обогащённого индивидуальным стилем и глубоким душевным теплом. Его картины будут радовать и вдохновлять будущие поколения, напоминая о таланте и мастерстве великого русского художника. Память о нём навсегда сохранится в сердцах его близких, коллег и всех ценителей искусства. Уход Алексея Петровича – это не только утрата для художественного мира, но и большая потеря для всей страны.

Тэги: Сороковины
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос совести

    07.09.2022
  • Проза глубокого дыхания

    25.05.2022
  • По законам справедливости

    25.05.2022
  • Сия есть жизнь вечная

    27.04.2022
  • Лия из «медового» Мегри

    17.11.2021
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Сия есть жизнь вечная

    143 голосов
  • Миссия Юрия Архипова

    59 голосов
  • Евгений ПРИМАКОВ: «Если веришь в правоту идей…»

    43 голосов
  • Пиши и исполнится…

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS