Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Брат-3» или «Братья Карамазовы»

01 января 2007

ТЕЛЕКЛАССИКА

Выбор, перед которым стоит телевидение, а вслед за ним, возможно, и вся отечественная культура, сформулирован в заголовке.

Путь № 1. Электричкой до Балабанова в компании персонажей конца 90-х. Со всеми остановками, отгоняя мысль «что-то в этом есть», и абсолютным опустошением в конечном пункте.

Путь № 2. Фирменным поездом «Фёдор Достоевский» по Золотому кольцу России. В обществе героев с двойным дном, соседство с которыми льстит самолюбию. А за окном – мороз, солнце и бесконечная перспектива.

Эти фильмы шли по разным каналам, пересекаясь в пространстве одной телевизионной недели. В результате чего мелкие недостатки «Братьев Карамазовых» окончательно утратили свою значимость, а достоинства засияли новыми флуоресцентными красками. Возникло даже желание эти достоинства описать, учесть, каталогизировать.

Что ожидает режиссёра, решившегося на экранизацию классики в телевизионном формате? Жестокая критика. Понятно, что в жанре унижения творческого достоинства преуспеть легче. Текст становится энергичнее, критик сам себя накручивает, с каждым новым аргументом увеличивая шанс быть прочитанным до конца. Так похвалим же Юрия Мороза за его смелость! Знать, что тебя ожидает публичная порка, и не отступиться!

Какие ещё добродетели Юрия Мороза следует внести в список? Скромность. Она проявилась в полной мере при выборе актёров. Режиссёр обошёлся без Хабенского, Машкова и Миронова, по сусекам собирая блистательный ансамбль. В его состав вошли большей частью сериальные лица, что само по себе является лучшей мишенью для недоброжелателей. Слава богу, актёры не бросились сломя голову доказывать свою состоятельность, напуская метафизического туману, что сулило бы кратчайшую дорогу к сердцу критика. Шаг за шагом актёры тонко и ненавязчиво вовлекали зрителя в пространство фантастического реализма.

Следуя этому художественному направлению, представим, как, повинуясь неясному голосу судьбы, съезжались каждый в своё время сыгравшие в «Карамазовых» Елена Лядова из Моршанска, Анатолий Белый из Самары, Сергей Горобченко из Североуральска, Виктория Исакова из Хасавюрта, Павел Деревянко из Таганрога, Дина Корзун из Смоленска, Андрей Ильин из Нижнего Новгорода… Не правда ли, есть что-то завораживающее в этом уроке географии? Спасибо Юрию Морозу из города Краснодона Луганской области, что собрал их вместе.

А вот ещё один камешек, брошенный Юрием Морозом в кувшинчик добрых дел. Нельзя не отметить благодарностью режиссёра, давшего роль Сергею Колтакову. Этот, возможно, самый выдающийся из недооценённых актёров дебютировал в панфиловской «Валентине» (по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»). Через семь лет была главная роль в «Зеркале для героя». Ещё один «настоящий фильм» возник только спустя двадцать лет – Сергей Колтаков сыграл Фёдора Карамазова.

Кроме всего прочего, Юрий Мороз, несомненно, достоин награды за мужество. Только мужественный художник позволит себе столь явное цитирование Тарковского. Воссоздание фрагментов из «Андрея Рублёва» может быть приравнено кинематографической общественностью к смертному греху, ибо в её понимании создатель «Каменской» – лишь тварь дрожащая и права не имеет. Затея была действительно опасной, но, как ни странно, увенчалась успехом – цитаты органично вошли в прочную структуру картины.

И самое главное. Страшно, конечно, говорить это, но Мороз, кажется, талантливее Пырьева. Как говорят в американских фильмах: «Неужели я сказал это вслух?» Пырьевские экранизации Достоевского казались манерными, фальшивыми и претенциозными ещё при первом просмотре, сто лет назад. Но можно ли было признаться в этом даже себе? Парализовала мозг легенда о Юрии Яковлеве, который якобы сошёл с ума, впечатлённый ролью Мышкина, отчего и фильм «Идиот» остался незавершённым. Можно ли было допустить мысль, что актёр зазря лишился рассудка? Ореол мистики окутал вслед за «Идиотом» и пырьевских «Карамазовых». Неясные ощущения недостоверности и подлога оставались таковыми до 10 июня 2009 года, когда сериал Мороза закончился. Стало окончательно ясно – вот он, настоящий Достоевский, или, вернее, его честное кинематографическое отражение.

Можно предвидеть, что новые «Братья Карамазовы» покажутся публике в недостаточной степени «достоевскими». Что, мол, надрыва в них маловато. Однако именно это и кажется главным достоинством режиссёрской трактовки. «Надрыва маловато» в сравнении с пырьевским аналогом. Да, нас лишили ярких театральных жестов, широко раскрываемых очей, долженствующих передавать глубину переживаний и подтекстов, но вместо этого набора штампов немого кино мы увидели сдержанность, лаконизм, с помощью которых, оказалось, и проявляется настоящий, сегодняшний, актуальный Достоевский.

И в этом смысле последняя работа Юрия Мороза указывает, в каком направлении следует двигаться честным, смелым, добрым и мужественным художникам. В разгар международного кризиса современной драматургии телевидение спасёт Достоевский.

Олег ПУХНАВЦЕВ




Код для вставки в блог или livejournal.com:

«Брат-3» или «Братья Карамазовы»

Выбор, перед которым стоит телевидение, а вслед за ним, возможно, и вся отечественная культура, сформулирован в заголовке.

2009-06-17 / Олег ПУХНАВЦЕВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS