Выбор, перед которым стоит телевидение, а вслед за ним, возможно, и вся отечественная культура, сформулирован в заголовке.
Путь № 1. Электричкой до Балабанова в компании персонажей конца 90-х. Со всеми остановками, отгоняя мысль «что-то в этом есть», и абсолютным опустошением в конечном пункте.
Путь № 2. Фирменным поездом «Фёдор Достоевский» по Золотому кольцу России. В обществе героев с двойным дном, соседство с которыми льстит самолюбию. А за окном – мороз, солнце и бесконечная перспектива.
Эти фильмы шли по разным каналам, пересекаясь в пространстве одной телевизионной недели. В результате чего мелкие недостатки «Братьев Карамазовых» окончательно утратили свою значимость, а достоинства засияли новыми флуоресцентными красками. Возникло даже желание эти достоинства описать, учесть, каталогизировать.
Что ожидает режиссёра, решившегося на экранизацию классики в телевизионном формате? Жестокая критика. Понятно, что в жанре унижения творческого достоинства преуспеть легче. Текст становится энергичнее, критик сам себя накручивает, с каждым новым аргументом увеличивая шанс быть прочитанным до конца. Так похвалим же Юрия Мороза за его смелость! Знать, что тебя ожидает публичная порка, и не отступиться!
Какие ещё добродетели Юрия Мороза следует внести в список? Скромность. Она проявилась в полной мере при выборе актёров. Режиссёр обошёлся без Хабенского, Машкова и Миронова, по сусекам собирая блистательный ансамбль. В его состав вошли большей частью сериальные лица, что само по себе является лучшей мишенью для недоброжелателей. Слава богу, актёры не бросились сломя голову доказывать свою состоятельность, напуская метафизического туману, что сулило бы кратчайшую дорогу к сердцу критика. Шаг за шагом актёры тонко и ненавязчиво вовлекали зрителя в пространство фантастического реализма.
Следуя этому художественному направлению, представим, как, повинуясь неясному голосу судьбы, съезжались каждый в своё время сыгравшие в «Карамазовых» Елена Лядова из Моршанска, Анатолий Белый из Самары, Сергей Горобченко из Североуральска, Виктория Исакова из Хасавюрта, Павел Деревянко из Таганрога, Дина Корзун из Смоленска, Андрей Ильин из Нижнего Новгорода… Не правда ли, есть что-то завораживающее в этом уроке географии? Спасибо Юрию Морозу из города Краснодона Луганской области, что собрал их вместе.
А вот ещё один камешек, брошенный Юрием Морозом в кувшинчик добрых дел. Нельзя не отметить благодарностью режиссёра, давшего роль Сергею Колтакову. Этот, возможно, самый выдающийся из недооценённых актёров дебютировал в панфиловской «Валентине» (по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»). Через семь лет была главная роль в «Зеркале для героя». Ещё один «настоящий фильм» возник только спустя двадцать лет – Сергей Колтаков сыграл Фёдора Карамазова.
Кроме всего прочего, Юрий Мороз, несомненно, достоин награды за мужество. Только мужественный художник позволит себе столь явное цитирование Тарковского. Воссоздание фрагментов из «Андрея Рублёва» может быть приравнено кинематографической общественностью к смертному греху, ибо в её понимании создатель «Каменской» – лишь тварь дрожащая и права не имеет. Затея была действительно опасной, но, как ни странно, увенчалась успехом – цитаты органично вошли в прочную структуру картины.
И самое главное. Страшно, конечно, говорить это, но Мороз, кажется, талантливее Пырьева. Как говорят в американских фильмах: «Неужели я сказал это вслух?» Пырьевские экранизации Достоевского казались манерными, фальшивыми и претенциозными ещё при первом просмотре, сто лет назад. Но можно ли было признаться в этом даже себе? Парализовала мозг легенда о Юрии Яковлеве, который якобы сошёл с ума, впечатлённый ролью Мышкина, отчего и фильм «Идиот» остался незавершённым. Можно ли было допустить мысль, что актёр зазря лишился рассудка? Ореол мистики окутал вслед за «Идиотом» и пырьевских «Карамазовых». Неясные ощущения недостоверности и подлога оставались таковыми до 10 июня 2009 года, когда сериал Мороза закончился. Стало окончательно ясно – вот он, настоящий Достоевский, или, вернее, его честное кинематографическое отражение.
Можно предвидеть, что новые «Братья Карамазовы» покажутся публике в недостаточной степени «достоевскими». Что, мол, надрыва в них маловато. Однако именно это и кажется главным достоинством режиссёрской трактовки. «Надрыва маловато» в сравнении с пырьевским аналогом. Да, нас лишили ярких театральных жестов, широко раскрываемых очей, долженствующих передавать глубину переживаний и подтекстов, но вместо этого набора штампов немого кино мы увидели сдержанность, лаконизм, с помощью которых, оказалось, и проявляется настоящий, сегодняшний, актуальный Достоевский.
И в этом смысле последняя работа Юрия Мороза указывает, в каком направлении следует двигаться честным, смелым, добрым и мужественным художникам. В разгар международного кризиса современной драматургии телевидение спасёт Достоевский.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
«Брат-3» или «Братья Карамазовы»
Выбор, перед которым стоит телевидение, а вслед за ним, возможно, и вся отечественная культура, сформулирован в заголовке.
КОД ССЫЛКИ: