Владимир Котт снял авторское кино про талантливого режиссёра Митю, которому не дают снимать авторское кино и он вынужден вкладывать душу и талант в пошлые сериалы про ментов. И потому он очень страдает.
Брат-близнец Владимира Котта Александр (тоже известный режиссёр) сыграл в этом фильме однокурсника Мити, ставшего успешным и даже маститым режиссёром, который страдает от того, что снимает только любимые народом патриотические фильмы (про войну, победы в спорте...), но, видимо, так при этом кривит душой, что во время премьеры своего очередного блокбастера кончает жизнь самоубийством.
«Конец фильма» – откровенный парафраз феллиниевского шедевра «Восемь с половиной» и других подобных, вдохновлённых великим итальянцем лент (Вуди Аллена, Вайды...), снятых на тему творческих мук режиссёра. Здесь, правда, герой отнюдь не Марчелло Мастроянни, но тоже в раздрае. Сериал, который режиссёр Митя снимает, дерьмо. Продюсер, который пользует в гостинице артистку, которая должна быть в кадре, тоже. Всё серо и убого, хочется всех послать к чёртовой матери. Митя мечется между любовницей (Яна Траянова), женой – директором школы (Наталья Суркова), в которой учится дочка Мити, и эта дочка (Мария Шумакова) совершает попытку самоубийства, так как отец её застукал с возлюбленным (Виктор Хориняк).
Митя бросает всё и отправляется куда-то к чёрту на рога с юной ассистенткой (Лина Весёлкина), которая в него влюблена и считает его гением. Она не одна такая, многие почему-то считают Митю гением. Митю сопровождает и осуждает его как бы альтер эго (совесть, здравый смысл?) в исполнении Егора Бероева, похожий на Мастроянни, и, как только он появляется, у зрителя возникает, а потом мучит вопрос: почему Митю играет не обаятельный красавец Егор Бероев? Исполнитель роли Мити Валентин Самохин внешне очень похож на Вуди Аллена из «Воспоминаний о «Звёздной пыли», продолжающих тему «Восьми с половиной», то есть не красавчик. Поверить в то, что Митю обожают все и особенно женщины, очень трудно.
Потом оказывается, что поездка с ассистенткой, как и многое другое, Мите привиделось. Он вовсе не бросает съёмки, а, напротив, их триумфально завершает. Все в съёмочной группе очень радуются, а Митя ото всех уходит и вдруг прыгает в выкопанную во время фильма глубокую яму, ставшую ему, видимо, могилой. Время действия – поздняя осень, грязь, снег, вечные сумерки, как всегда в подобных произведениях авторского кино про Россию.
О чём этот фильм? О том, что у нас не дают снимать то, что хочет режиссёр? Нет, дают, даже чрезмерно, «Конец фильма», снятый по собственному сценарию Котта, очередное доказательство этому. Вообще у нас, судя по фильмографии братьев, со свободой творчества всё в порядке.
О том, что им не нравится снимать патриотическое кино? Александр и не снимал, снимал Владимир – «Брестскую крепость». Неужели из-под палки?
О том, что Котты без почтения относятся не только к русскому кино, но и к знаменитым международным кинофестивалям (от Каннского до американского), по поводу которых они иронизируют?
Про то, что у нас гениев зажимают? Может быть, но про Коттов этого сказать нельзя, каждый снял фильмов больше, чем Тарковский.
Удивительно, люди находят деньги и снимают авторское кино про то, как им не дают снимать авторское кино. Боюсь, что оно не будет иметь никакого успеха: ни у публики, ни на фестивалях авторского кино. Остаётся один вопрос, почему так мало хороших фильмов?
Александр Кондрашов