В молодости, как известно, всё привлекательно, даже ошибки, за которые в зрелые годы вряд ли похвалили бы. Лишний раз убедился в этом, слушая молодых пианистов. Почему-то именно на март пришлись многие выступления. Общее впечатление отрадное: несмотря на ветшающие здания музыкальных учебных заведений, отсутствие во многих из них хороших инструментов, нищие стипендии лауреатам всевозможных конкурсов, мы, наверное, ещё долгое время будем «впереди планеты всей» не только в области балета, но и классической музыки. Что бы в стране ни происходило – здесь, слава богу, другие авторитеты, иные плодоносные смыслы, невероятное по нынешним временам трудолюбие и преданность музыке. Все без исключения мартовские концерты отличались нетривиальностью трактовок, находчивостью, смелостью и даже дерзостью. В музыке необыкновенно рано проявляется индивидуальность исполнителя. Или не проявляется. И яркие индивидуальности – своеобразные профессиональные вершины. Вот перестал играть в Москве Михаил Плетнёв, и пианистический ландшафт резко переменился. Свято место пусто не бывает. Набежали бойкие тридцатипятилетние пианисты, застучали по клавишам во всех концертных залах, и от этого наше бесплетнёвское сиротство стало только острее. Хорошо, что ещё в Питере раз в году в апреле играет Григорий Соколов и возвращает нас к вершинам.
Слушая молодых музыкантов в марте, я думаю, что бесприютными эти самые вершины в ближайшее время не останутся. Много и интересно играл один из самых многообещающих студентов Московской консерватории Филипп Копачевский (класс народного артиста России профессора С.Л. Доренского). Ещё совсем юным в классе талантливого педагога ЦМШ Киры Александровны Шашкиной он радовал глубоким, серьёзным пониманием музыкальных текстов, не стремился к внешним эффектам и воспринимался как целое только с роялем. Заполняя всевозможные анкеты, без которых наше существование и передвижение просто невозможно, мог бы в графе «ближайшие родственники» смело писать – рояль. И это не было бы преувеличением. В декабре с оркестром Новосибирской филармонии играл Концерт № 1 Чайковского, открывая II Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, в марте на радио «Орфей» записал с оркестром Второй концерт Чайковского. Играл на рояле Александра Борисовича Гольденвейзера. Как «наследник по прямой»: его педагог профессор Сергей Леонидович Доренский – ученик Григория Романовича Гинзбурга. А Гинзбург учился у Гольденвейзера. Мне нравятся эти домашние музыкальные вечера. У каждого дома – свои слушатели. Филипп замечательно играл Анданте с вариациями фа минор Й. Гайдна, благородные и сентиментальные вальсы М. Равеля, Арабеску Р. Шумана и Семь фантазий Брамса. Достоинства его стиля – простота и ясность. За роялем он достаточно строг и иногда даже прижимист: никакого эмоционального разгильдяйства, всё подчинено замыслу, который десяток раз обдуман во время репетиций. Разговаривать с ним о деталях этого обдумывания пока бесполезно. Многое подсказывает интуиция, а она не всегда дружит со словами. Вот сядет за рояль и всё объяснит…
В концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных в программе «Играют лауреаты конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко» под патронатом Фонда Ельцина выступили Дмитрий Аблогин, Михаил Турпанов и Артём Тимин. Очень разные пианисты. Дмитрий Аблогин – романтик и лирик, Михаил Турпанов – строгий концептуалист, у него не бывает потерянных звуков, Артём Тимин – разный и непредсказуемый: то очень удачно явится слушателям, то, наоборот, в общем, в поиске…
Аблогин удачнее всего играл Andante Cantabile е Presto Мендельсона. Мне кажется, что он не только музыку, но и мир воспринимает как романтик. В Париже в день его выступления в зале Корто у нас выдалось небольшое время, и мы, не раздумывая, отправились навестить Фредерика Шопена на Пер-Лашез. Дима блестяще читает карты. Не тратя времени, мы точно проложили маршрут. Но потом Дмитрий предложил найти последнее пристанище композитора на Вандомской площади. И настоял на этом. Иначе, на его взгляд, наш замысел выглядел несостоятельно. Эта важная деталь в его миропонимании: тема должна быть исчерпана. Во всех вариантах. Даже когда возможности невелики. Думаю, что этому его научила и учит музыка. Его присутствие в ней легко, впечатляюще и никогда не оставляет безучастным.
Михаил Турпанов – быстро растущий пианист. Он учится в Московской консерватории у народного артиста СССР профессора Николая Арнольдовича Петрова. Удивил исполнением Романтической сонаты си-бемоль минор соч. 53 № 1 Метнера. Мне кажется, лучше, чем он в этот вечер, сыграть её невозможно. Великолепно управлял эмоциями, действительно не потерял ни одного звука, всё было исполнено глубоким пониманием композитора и сыграно, что называется, «на одном дыхании». Публика слушала, не шелохнувшись, и вполне заслуженно наградила его овацией.
В Петербурге с оркестром филармонии Концерт Грига ля минор, ор. 16 играл Олег Аккуратов. Исключительно одарённый пианист. Он из Армавира Краснодарского края, окончил там специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей. Олег – тотально слепой, но это трагическое обстоятельство не мешает ему блестяще владеть инструментом. Разучивая Грига, он поневоле учит партии всех инструментов: он не увидит дирижёра и полагаться может только на собственный слух. Благодаря замечательным армавирским педагогам он был надёжно ограждён от всяких неприятностей и сохранил вполне оптимистичный взгляд на мир. Хорошо поёт и охотно играет джаз. Но не хотелось бы, чтобы ради этих увлечений однажды была оставлена классическая музыка. Надеюсь, этого не случится. А выступление в Петербурге в знаменитом зале, да ещё с таким замечательным оркестром вполне заслуженный им подарок.
Первый профессиональный диск записал в Екатеринбурге на концерте в зале Маклецкого Константин Тюлькин. Играл Скарлатти и Шопена. Сам придумал эту программу. Надеюсь, ожидания слушателей и собственные замыслы были вполне удачно реализованы. Костя – думающий и очень перспективный пианист. Жаль, что живёт далеко от Москвы. Всё-таки лучший стимул в сохранении профессиональной формы – слышать хотя бы иногда, как играют талантливые ровесники. Но и в собственном соку, который вспоминают, как правило, в негативной интонации, можно вариться вполне успешно. Мы убедимся в этом, когда он доберётся с концертом до Москвы. Пока добрался только оркестр местной филармонии, пригласив в качестве солиста почему-то Бориса Березовского из Лондона. Хотя все знают о местной консерватории и талантливых её выпускниках. Было бы интересно послушать их с родным симфоническим коллективом.
Удачный для молодых пианистов март, к сожалению, нетипичен. А типичны наглые и недальновидные чиновники от музыки и прочих искусств, которым наплевать на молодые таланты, да и на музыку тоже. Они, к нашей печали, неискоренимы. Так и придётся двигаться вопреки… Неприятно, но ведь может же складываться ситуация, как в нынешнем марте. Будем на это надеяться…