Александр Иванов
Мы писали обо всех фильмах талантливого режиссёра из Мехико, начиная с его пронзительного «После Люсии» об изнасилованной школьнице и её отце, а также шокирующего «Нового порядка» о кровавом мятеже. Обе ленты удостоены наград престижных кинофестивалей. Каждая следующая лента Франко – шаг вперёд. Сильное впечатление произвёл уже англоязычный «Закат» с Тимом Ротом и Шарлоттой Генсбур, неожиданной была и трогательная «Память» о могучей любви двух бедных горемык с Питером Сарсгаардом и оскароносной Джессикой Честейн. Она же сыграла главную роль и в «Мечтах». И впервые в фильме Франко ощущения новизны не было и финал угадывался.
Фильм снят в том же документальном ключе – как будто жизнь подсмотрена, а актёры ничего не играют, за них всё говорят их поступки. Главная героиня Дженифер – не очень молодая, но очень богатая американка, занимающаяся благотворительностью: она помогает цветным, у которых, особенно у пробравшихся в США нелегально, никаких прав нет. Дженифер близко познакомилась с одним из таких «бесправных» – молодым красавцем-танцовщиком Фернандо (Исаак Эрнандес). У них закрутился страстный роман – в аннотациях пишут: любовь, но, скорее, это союз по интересам. Ей нужен классный секс, ему – помощь. Он талантливый танцовщик и хочет развития своей карьеры в США. Его принимают в труппу, он имеет успех, но в Америке он Дженифер не нужен, Фернандо не будет принят ни семьёй, ни её кругом, и о женитьбе, а значит, и виде на жительство для него речи нет.
Она даёт ему деньги, снимает для него дом с прислугой в Мехико, и её это вполне удовлетворяет. Более того, Дженифер доносит на Фернандо в миграционные службы, по сути, бесповоротно разрушая начинающую воплощаться мечту Фернандо об успешной творческой карьере в Сан-Франциско, – ей не нужен успешный артист в Америке, ей нужен самец в Мексике.
Не буду раскрывать, какую реакцию вызвал у Фернандо этот поступок Дженифер, но тема столкновения сытой высокомерной белой Америки и талантливой, полной сил Латинской лежит на поверхности, никакой новизны для Франко здесь нет. В его предыдущих фильмах конфликт между «белой костью» и «цветной» исследовался, но такой откровенной политической конъюнктуры не было. Возможно, это связано с появлением среди продюсеров «Мечты» Александра Роднянского*. Те фильмы, что он продюсировал в России, тоже портил настырный политический дискурс.
* Признан иноагентом в РФ.