Современная модель общества полна противоречивых требований к человеку. Особенно ярко это выражается в вопросе родительства. С одной стороны, мамы и папы должны с утра до вечера работать, с другой – дети каким-то волшебным образом должны быть этими родителями воспитаны. Но они удалённо, на расстоянии, не воспитываются.
Меньшинство граждан, те, что достаточно хорошо обеспечены, данную проблему решают легко и непринуждённо. Либо один из родителей, как правило, мать, сидит дома с детьми чуть ли не до средней школы, а отец зарабатывает на всю семью. Либо родители нанимают няню, которая помогает отвести ребёнка в садик, школу, кружки и привести потом домой. Некоторые имеют возможность переложить часть обязанностей на бабушек или дедушек. А что делать тем, у кого вышеописанных возможностей нет?
Государство декларирует свою социальную ответственность: «Вот вам, граждане, бесплатные ясли, садики и школы. Работайте, спокойно. Дети под присмотром». Но так ли это? Ясли днём с огнём не отыскать. Сегодня в очереди на место в ясельной группе стоят 400 тысяч человек. В садик принимают лишь года в два-три. До того, как хотите, так и выкручивайтесь.
Но вот наконец-то малыш дорос, отдали в сад. Хорошо, если забирать его оттуда можно после шести вечера. Но, как правило, придёшь в шесть, на тебя волком смотрят. Да и не придёшь. Большинство-то до шести и работает. Как быть? Снова выкручиваться.
Не успеешь оглянуться, садик позади, на носу первый класс. Ребёнок, конечно, уже старше, но до самостоятельности ему ещё далеко. И тут начинается самый настоящий кошмар. Начало уроков в одних школах в 8.30, в других – в 9.00. Начало же рабочего дня у многих родителей в 8.00 – 9.00. Дорога между школой и работой редко у кого занимает менее 30 минут, а в крупных городах и час-полтора. Одна мама как-то пожаловалась мне: «Я работаю с 8.00, а сына нужно отвезти в школу к 9.00. Как мне это делать? Ладно, сейчас муж взял отпуск, затем возьму я. Но что потом?»
Первоклашка заканчивает учиться в… 11.00–12.00. Какая тут работа? После уроков его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если в школе обещают группу продлённого дня. «Обещают» – ключевое слово. Она редко появляется на первой неделе. Иногда и через месяц не появляется. А некоторые родители и вовсе не дождутся такого счастья. И даже если такая группа есть, до пяти-шести вечера ребёнка нужно оттуда забрать. К тому же в этой группе дети находятся лишь под условным присмотром, в этот «присмотр» не входит, в частности, выполнение домашних заданий. Так что после длинного рабочего дня родителям предстоит непростая задача выполнения заданий с уже подуставшим чадом.
И что в итоге? Дети хорошо обеспеченных родителей (меньшинство) под присмотром, имеют возможность быть воспитанными, нормально учиться. Остальным остаётся уповать на неработающих бабушек и дедушек (правда, пенсионная реформа и эту возможность сведёт к нулю) и надеяться, что пока ты на работе, твой ребёнок не попадёт под машину, в лапы преступников или в плохую компанию. Что он чудесным образом вдруг сам станет ответственным и дисциплинированно придёт домой, сделает уроки и сам себя покормит, не спалив при этом дом.
Лицемерное декларирование государством возможностей каждого получить доступ к бесплатному и качественному образованию вызывает досаду и раздражение. Масла в огонь добавляют новые инициативы чиновников переложить всё это бремя на плечи работодателей. Под соусом заботы о детях и их родителях Минтруда в рабочей версии нацпроекта «Демография» предлагает открыть детские комнаты для дошкольников на территории работодателей. То есть вместо того, чтобы организовать нормальную работу достаточного количества яслей, детских садов и младших школ, предлагается перекинуть проблему на плечи работодателей. Естественно, эта задача под силу только крупным богатым организациям, которые и так уже, возможно, это делают.
Так что, уважаемые работающие родители! Если вы не принадлежите к числу очень хорошо обеспеченных счастливчиков, если не можете уповать на помощь бабушек и дедушек, идите работать в большие корпорации, там о вас и ваших детях, возможно, позаботятся (хотя и не факт). Компаниям меньшего размера это не по зубам. Или объединяйтесь с другими бедолагами, организовывайте свой собственный частный детский сад или школьный класс.
Светлана Гордеева