Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Брейгельландия

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Клод Анри Роке / Брейгель, или Мастерская сновидений; пер. с фр. Т.А. Баскаковой. – М: Молодая гвардия, 2008. – 301 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып. 1126).

Возможно ли написать биографию человека, о котором достоверно практически ничего не известно? Невозможно! Но именно такая непосильная вроде бы задача возникает перед тем, кто отважился бы написать о Питере Брейгеле-Старшем, великом нидерландском живописце XVI века. Запись в реестре гильдии св. Луки в Антверпене, запись о бракосочетании в приходской книге церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе да несколько строк в письме одного болонского географа к своему другу, живущему в Голландии, с просьбой передать привет художнику, с которым он был знаком в Италии. Вот и всё. Больше никаких официальных документов, свидетельствующих, что Питер Брейгель вообще когда-либо жил на белом свете, до нас не дошло. Кроме его картин, разумеется. Все они не только подписаны, но и датированы. Впрочем, это не мешает специалистам называть его «Шекспиром живописи»: будь это не картины, а, скажем, пьесы (не в автографах, конечно, а в печатном тексте), их непременно приписали бы другим художникам. 

Перед автором сложный выбор: либо вовсе отказаться от этой безнадёжной затеи, либо дать волю самой безудержной фантазии, благо возможность перепроверить нафантазированное вряд ли кому-либо когда-либо представится. Клод Роке выбрал третий путь. Его книга – не биография в строгом значении этого термина, хотя в ней собраны все имеющиеся на сегодняшний день сведения о жизни Брейгеля. Жизнь эта не была богата внешними событиями: деревенское детство, годы ученичества, недалёкие странствия в молодости, женитьба на ничем не примечательной женщине, годы тяжёлого упорного труда, смерть в кругу любящей семьи. Но сколь скромна она была вовне, столь интенсивна внутри. 

Брейгель был сновидцем. Мир, проступающий в его полотнах, собран из осколков реального мира, отразившихся в сознании мастера. Чтобы увидеть этот мир и помочь читателю понять его, Роке с педантичностью настоящего исследователя проштудировал обширный пласт литературы, так или иначе связанной с той эпохой: от «Описания всех Нидерландов», подробнейшего трактата Гвиччардини, современника Брейгеля, до пьес Метерлинка и Гельдерода. То, что у Роке получилось в итоге, это, если можно так выразиться, пейзаж в манере Брейгеля. Выполненный не кистью гениального художника, но пером талантливого писателя. Книга Роке написана по тем же принципам, какими руководствовался в своём творчестве сам Брейгель. Только так можно было соединить под одной обложкой искусствоведческий анализ брейгелевских картин и рассуждения о смысле Жизни и Смерти, экскурсии по средневековой Голландии и Фландрии и экскурсы в историю от времён Античности до наших дней. Роке пришёл к пониманию Брейгеля через понимание мира, в котором тот жил. Пытливому читателю остаётся лишь последовать его примеру. 

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS