И убивает, грабит, вымогает
Слово «пират» во всём мире понимается однозначно сотни лет – преступник, которого надо поймать и вздёрнуть на рею! Мне много раз приходилось встречать пиратов не только на воде, но и на суше.
В конце 70-х – начале 80-х годов в районе Западной Африки нападения пиратов на рыболовные суда приняли такой массовый характер, что туда были направлены военные корабли для охраны. Мне однажды тоже пришлось обращаться за помощью к нашим военным, когда во время утреннего совета капитанов прямо из радиорубки я увидел, как у моего левого борта небольшой катер расчехляет пушку и направляет дуло в борт моего судна. Наши военные оказались на высоте! Получив по радио условный сигнал, быстро оказались рядом. В те времена им не требовалось согласия ООН, НАТО и пр. – наша Родина защищала нас не на словах.
Гвинейский залив, 2003 год. Нефтепромыслы на шельфе Нигерии. Небольшое судно под флагом России из серии бывших научно-исследовательских судов (НИС) заканчивает работы по обеспечению коммуникаций между нефтяными платформами компании Shell.
Последний месяц регулярно поступали сообщения о нападениях пиратов в прибрежных водах Нигерии. 15 апреля они сумели захватить судно, доставлявшее снабжение из порта Харкорт на нефтяные вышки. Угрожая оружием, загнали экипаж – 12 человек – в салон, забрали личные вещи моряков, деньги, аудио- и видеотехнику, продукты из кладовых и камбуза. Потом ушли на скоростном катере и скрылись в одном из многочисленных рукавов громаднейшей дельты реки Нигер.
Среди мангровых зарослей бесконечного зелёного моря больших и мелких островов никто и не пытается их искать. Здесь они – у себя дома. Они – составная часть этой дикой природы.
На моём корабле экипаж из 55 человек. Меньше половины – граждане России. Много шотландцев и англичан, голландцы, итальянец, француз, 6 нигерийцев. Обеспечиваем работу нефтяных вышек на океанском шельфе Нигерии. Нефти здесь много. Так много, что попутный газ не сжижают для дальнейшего использования, а просто сжигают – в небе круглосуточно горят громадные факелы. Сырую нефть закачивают в танкеры, и она уходит отсюда в Европу, Америку, Японию… Короче, туда, где за неё больше заплатят.
А вокруг этих «Нефтяных полей» (Oil Field) бродят по ночам «серые волки», вернее, чёрные пираты, выскакивая из джунглей на сверхскоростных катерах, надеясь урвать свою добычу. У меня на борту шесть человек, должности которых обозначены модным нынче словом security. Крепкие, здоровые африканцы 30–40 лет, одетые в полувоенную форму и вооружённые американскими винтовками М-16. Сменяясь каждые 4 часа, они попарно несли круглосуточно вахту по обоим бортам. У каждого из них на берегу семья, много детей. Зарплата – $75 в месяц. Для Африки это очень хорошая зарплата. Правда, инженер фирмы Ллойд (тоже негр, но получивший высшее образование в Англии), когда я пригласил его в каюту на чашку чая, предупредил, что среди шести охранников наверняка найдётся один, а то и два сообщника пиратов. Поэтому если будет попытка нападения со стороны местных флибустьеров, нельзя надеяться только на двух охранников, стоящих на вахте, – надо срочно вызывать всех и обязательно с оружием. Тогда если и есть сообщники на борту, побоятся себя проявить.
В апреле нас дважды предупреждали по радио, что «серые волки» вышли на охоту, – пришлось срочно поднимать на борт подводный аппарат и убегать подальше от берега. Компания Shell даже инструкцию составила для нашего экипажа: «Выставить дополнительную вахту русских матросов на каждый борт. В случае нападения пиратов, если подводный аппарат на грунте, – обрубать топором кабель связи, задраить все двери, люки. Заливать катера пиратов мощными струями забортной воды из пожарных шлангов. Маневрируя ходом, не допускать высадки пиратов на судно. Если предотвратить высадку пиратов на борт не удастся – сопротивление не оказывать. Компания возместит все убытки».
25 апреля, ранним утром, когда мы закончили все работы, вахта предупредила, что на горизонте показался скоростной катер – похоже, идёт в нашу сторону. По судовой трансляции я громко объявил несколько раз: «Всем секьюрити с оружием срочно на левый борт! Стрелять над головами! На поражение стрелять только по моей команде!» Через несколько минут катер подлетел к нашему левому борту. Один охранник на верхней палубе и пять на нижней начали стрелять над головами нападающих. В катере их оказалось десять человек. Поняв, что надеяться не на что, пираты быстро отвалили от нашего борта. Суперинтендант компании Shell сразу же заплатил охранникам по $50 за каждый выстрел.
В 2004 году на этом же НИС мы снова прибыли на шельф Нигерии. Для оформления документов и получения снабжения надо зайти в Порт-Харкорт – около семи часов хода по реке Нигер против течения по извилистым фарватерам. На борту 28 водолазов с оборудованием для ремонтных работ подводных коммуникаций между морскими буровыми платформами и берегом.
Сначала – в нигерийский порт Онне милях в пяти от океана для выполнения таможенных формальностей. В каюту зашёл высокий, крупный чиновник в форме полковника:
– Капитан, вы грубо нарушили законы Нигерии! Заплатите штраф две тысячи долларов США!
Не успел он договорить, как прибыл новый чиновник:
– Я военный комендант порта Онне. Вы нарушили правила нашего порта! Штраф две тысячи долларов!
Один за другим начали заходить разные местные чиновники, представляясь высокими должностными лицами государства, портовыми начальниками, непременно очень высокого ранга. И каждый с ходу заявлял, что судно и лично капитан нарушили законы страны, порта, местные обычаи и так далее. И каждый требовал штраф в две тысячи долларов наличными и немедленно! Таких требовательных начальников мой старпом насчитал 27 человек.
Понимая, что самому мне с такой оравой не справиться, тем более что у многих из них были пистолеты, а у некоторых даже автоматы Калашникова, я позвонил Майклу, представителю фирмы Shell, которая арендовала наше судно. А старпому поручил собрать всю чиновную толпу в салоне и предложить им по чашке чаю. Через час прибыл Майкл. Дал полковнику 50 долларов, и тот, забыв о двух тысячах, арест снял. Все остальные начальники получили по 5 долларов. А Майкл после их ухода грязно выругался в адрес всей африканской демократии.
Совсем недавно считалось, что пираты, флибустьеры, корсары и прочее – сугубо морская нечисть. События последнего времени не оставляют ни малейшего сомнения в том, что «чёрные флаги» проникли практически во все сферы. И не только в Нигерии. Отечественные пираты-мутанты приватизируют на основе непонятно каких законов корабли, нанимают экипажи, обещая приличную зарплату, а потом, выплатив 20–30 процентов обещанного, остальное кладут себе в карман – жалуйтесь кому угодно и сколько угодно! Нас, калининградских моряков, такие сухопутные «серые волки» грабили не раз, заставляя бесплатно работать по несколько месяцев. Не счесть, сколько мы выиграли судебных процессов, но денег практически никто не получил. Не так давно «команда реформаторов» очень ловко обанкротила больницу рыбаков. Всё оформлено «в строгом соответствии с законами». Но моряки прекрасно понимают – поработали пираты.
Пираты неистребимы. Они мутируют. Примерно так же, как вирусы гриппа. Недавняя история с захватом уже в европейских водах сухогруза «Арктик Си» – прямое тому подтверждение.
Какие пираты опаснее – промышляющие разбоем на море, или вышедшие на «большую дорогу» на суше, или организующие захват для достижения политических целей, – ещё вопрос.
, капитан дальнего плавания, КАЛИНИНГРАД